воскресенье, 8 февраля 2026 г.

Терновый венец II редакция

 

Разгром бригады.

    Ну что, друзья, пришло время вернуться к репортажам с игры, так как в минувшую субботу провели третий тест по второй редакции правил «Терновый венец». На этот раз с Андреем Крулевым.

 Андрей представлял сторону Красных, ваш покорный слуга – Белых. Играли по 500 кредитов на сторону, встречный бой, с задачей овладеть населенным пунктом, занятым противником. Армия Красных насчитывала: два батальона (по три роты) регулярной пехоты, один батальон элитной пехоты (две роты), два отдельных эскадрона кавалерии (элитный и регулярный), полевую батарею (два орудия), тяжелую гаубицу и два броневика, один из которых пушечно-пулемётный (Гарфорд-Путилов). В общем, всё как обычно у Андрея. Всё, как я и предполагал. Белые войска до банальности просты, но нетипичны для игр. Четыре батальона регулярной пехоты (один из них пластунский). Все в четыре роты. И батарея трёхдюймовок (три орудия). И всё! Ах, да! Была еще рота охраны штаба в два взвода. Я про неё чуть не забыл. Но она совсем не приняла участия в бою. Но, вернемся к репортажу. Для начала историческая подводка.

Краткая историческая справка на начало

Северно-Таврийской операции 1920 года.

    4 апреля 1920 г. потерпевший поражение главнокомандующий ВСЮР, генерал-лейтенант Деникин А.И. передал пост главкома  генерал-лейтенанту Врангелю П.Н.. Переформировав остатки ВСЮР в 25-тысячную армию, Врангель дал ей наименование Русской армии. Базировалась Русская армия в Крыму.

  В мае XIII-я армия РККА предприняла несколько попыток захватить крымские перешейки, но неудачно. В итоге противостоящие армии вырыли окопы, заплели их колючей проволокой и боевые действия приняли позиционный характер. Великобритания, в марте 1920 года начавшая закулисные переговоры с большевиками, предложила Врангелю ограничиться обороной Крыма, а большевикам — объявить амнистию белогвардейцам.  Но Врангель и большевики отклонили это предложение. Предложение о совместных действиях с польской армией Пилсудский не поддержал, начав самостоятельно 25 апреля 1920 года наступление на Киев. Тогда русским командованием, понимавшим, что при скудных ресурсах Крыма сохранить армию будет невозможно, и, воспользовавшись отвлечением Советов на Польшу, был принят план прорыва в Северную Таврию и Донбасс.

    23 мая (5 июня) 2-й корпус генерала Слащева (10 тысяч штыков и сабель, 50 орудий и 2 броневика) был посажен на суда в Феодосии и через Керченский пролив переброшен к побережью Азовского моря. При сильном ветре и морском волнении 25 мая (7 июнядесант высадился у Кирилловки, в 40 км восточнее Геническа.

Вечером штаб Белой армии получил радиограмму об удачной высадке войск генерала Слащева. На рассвете 26 (8 июня) армия перешла на всем фронте в наступление.

    Об одном из локальных боев этой операции и пойдет сегодня речь в репортаже. И ещё хотелось напомнить о том факте, что войска Русской армии почти не имели кавалерии. При эвакуации из Новороссийска многие кавалерийские части грузились без лошадей, поэтому они стали фактически пехотой. Произведенная в Крыму мобилизация конского состава дала всего 400 коней, это позволило посадить на коней только один полк 1-й конной дивизии. На конях были и входившая в состав 1-го армейского корпуса 2-я конная дивизия генерала Морозова (около 2000 шашек) и Терско-Астраханская бригада 2-го корпуса. В Сводном и Донском корпусах имелось лишь по конному дивизиону (150—200 шашек). Остальная конница действовала в пешем строю. Отсутствие кавалерии у Белых было также отражено на игровом столе.

***

    В просторной горнице дома священника села Шелюги временно разместился штаб 13-й дивизии Второго корпуса Русской армии барона Врангеля. Её командир, моложавый  подтянутый, пятидесяти четырёх летний генерал-майор Ангуладзе Георгий Бежанович, едва войдя в помещение, знаком руки остановил приветствие находящихся в горнице офицеров, с порога начал говорить, обращаясь к поручику Гнедову, своему адъютанту. Прохаживаясь по горнице, словно снежный барс в клетке: «Голубчик, телеграмму Слащёву пожалуйста. Ваше превосходительство, сегодня, 25 мая дивизия благополучно высадилась  с судов на Федотовой косе в районе села Кирилловка. Не встретив сопротивления большевиков, дивизия маршем двинулась на север. По прохождению примерно двадцати пяти верст, в районе села Шелюги был обнаружен противник общей численностью до кавалерийской бригады. Развернувшись в боевой порядок, с марша, противник был немедленно атакован. И опрокинут. Остатки красных банд позорно бежали в сторону Геническа и Мелитополя. Много пленных, есть. Всё! Подпись моя». Закончив диктовать, генерал, обращаясь уже ко всем, добавил: «А вас, господа офицеры, благодарю за службу»!  Присутствующие опять подскочили. 

   Так в двух словах генерал Ангуладзе описал бой, в котором была разгромлена красная бригада с артиллерией и броневиками. А дело было вот как. Миновав двадцать пять вёрст с места высадки дивизии с десантных судов, генерал  Ангуладзе распорядился о первом двух часовом привале. Чтобы затем, ночным переходом, достичь линии единственной железнодорожной ветки в этих местах (Сальково — Мелитополь). Но едва четыре батальона, составившие дивизию, расположились на отдых, как с передового охранения пришла весть о приближении красных со стороны села Малая Терновка. 












Дивизия была тот час же поднята по тревоге и заняла позицию по отражению атаки неприятеля. Примерно в 18:00 со стороны Малой Терновки раздался рокот моторов бронеавтомобилей и показались густые цепи Красной пехоты. С большим недолётом открыла огонь Красная артиллерия. Мгновенно оценив ситуацию, видя, что большевики  собрали все силы в кулак в центре и не обращают должного  внимания на свои фланги, генерал Ангуладзе принял решение нанести удары именно по флангам Товарищей с целью охватить атакующую группировку противника.








 Для выполнения этой задачи слева через рощу в направлении Малой Терновки был брошен 49-й Брестский полк (состоящий из одного батальона). Центр позиции занимали 50-й Белостокский и 51-й Литовский полки, также очень малочисленные. Правый фланг прикрывал 52-й Виленский полк. Вообще надо сказать, что 13-я дивизия дивизией была только на бумаге. Её численный состав был до смешного мал и едва достигал штатной численности полка бывшей Русской Императорской армии. Тем не менее, крошечные полки бывшей РИА, восстановленные в Крыму, гордо носили название дивизии. Впрочем, как и 13-я артиллерийская бригада, входившая в её состав и насчитывавшая едва ли не одну батарею. К слову, артиллерию Ангуладзе также разместил в центре. Она-то и стала центром интереса большевиков. Сначала с большим недолетом, а потом всё же довольно точно, красные начали обстреливать батарею. А остальные части Советской бригады бодро пошли в атаку. Тем временем на правом фланге солдаты Виленского полка без труда отбили атаки красной кавалерии.





 Сами перешли в контратаку и очистили фланг от неприятеля. Сложнее дело обстояло на противоположном фланге. Скрытно подойти к Малой Терновке не удалось. По этой причине Брестский полк был обнаружен и атакован морским батальоном противника. Поддержавший было наступление товарищей, Белостокский полк был немедленно прижат к земле красной артиллерией.











 Но атака моряков была плохо подготовленной и довольно малочисленной. Поэтому, пусть и с усилием, моряки были остановлены, а затем и уничтожены. Фланг и находящийся тут же штаб большевиков остались почти без прикрытия. Только гаубичный взвод и артиллерийский бронеавтомобиль Красных оставались тут.






    В центре успевшие окопаться части Литовского полка при поддержке артиллерии  вполне удачно отбивали атаки противника, не подпуская его слишком близко. Попеременно были отбиты атаки Красной конницы и двух батальонов пехоты. А высвободившиеся вскоре солдаты 51-го и 52-го полков утроили силы обороняющихся и окончательно остановили красное наступление. Комиссары в Красном штабе, боясь быть пленёнными, срочно бежали в Мелитополь, бросив свои истекающие войска на произвол судьбы. А войска, лишившись командования, окончательно потеряли веру в успех и волю к сопротивлению. Большая часть их сдалась. В трофеи попали: броневик и гаубицы противника.

 Весь бой занял не более трёх часов. В общем-то, время, отведенное генералом Ангуладзе на привал дивизии. Получился вот такой весёлый привал. Время на отдых не оставалось, вскоре дивизия снялась и продолжила движение к железной дороге.

***

  В общем сыграли. Обкатал правила на Андрее. Как они ему? Надеюсь, он напишет в комментарии. Хотя разгром Красных получился весьма убедительным, при минимальных потерях Белых (одно орудие и 10-15% в ротах). Мне же новые правила нравятся всё больше и больше. Правда, я уже вижу определенные огрехи. Ну, например, я нашел собственную ошибку в кредитах на артиллерию, сделав её очень дешевой. И еще, думаю, что стоит пересмотреть дистанцию огня для артиллерии. Она, на мой взгляд, очень короткая. Но над всем этим еще стоит крепко подумать. А пока, ещё один тест успешно проведен и в активе помимо результатов самой игры прекрасное настроение и общение с друзьями. Заглянул к нам и наш Лаврентий, не появлявшийся с прошлого года. Но тут причина уважительная. Мальчик растет. Теперь он в гимназии и по субботам учится. Ну, а в остальном всё как всегда. Красочно, ярко, задорно. Вот на этой ноте, пожалуй, и закончу. Да! У меня проблемы с компьютером, так что не знаю, когда репортаж увидит свет. Надеюсь, что быстро. За что прошу прощения. Ну, а с вами, друзья,  я прощаюсь. Благодарю всех, кто заглянул и оставил отзыв. Отдельно благодарю Андрея за игру. Надеюсь, что и ему правила понравились. Ну, вот теперь всё. Пока! До скорых встреч.