пятница, 26 сентября 2025 г.

Терновый венец

 

 Не моя игра!

     Приветствую вас, друзья мои. Мой отпуск продолжается и как я писал он проходит не только в городе но и путешествиях. О них писать не стану. В рамки блога эти поездки не ложатся, да и читать про чужие путешествия не всем интересно. Интереснее путешествовать самому. Но пока я бороздил воды Невы, Ладоги, Свири и Онеге и в обратном направлении, мои друзья в клубе провели любопытную игру на тему гражданской войны в России по нашим правилам «Терновый венец» Играли: Александр Чередниченко (за красных) и Андрей Крулев (за белых) .

      Конечно я знал, что парни (да какие там парни? Давно уже вполне состоявшиеся мужчины). По этому,уезжая я просил их написать репортаж. Обещал его выложить в своем блоге. И к приезду репортаж был готов.

      По моему это второй случай когда в моем блоге появляется пост не за моим авторством, но это и здорово. Не всё же мне одному про игры писать. В общем читайте репортаж за авторством Александра Чередниченко. Я не правил не слова, только с удовольствием прочитал. Чего и вам желаю.                                                                     

                                                                  ***

....Смеркалось. Скрипели колеса телег, груженные ящиками и множеством раненых, стучала колесами по выбоинам дороги единственная оставшаяся пушка, рядом с ней шагала горстка, выживших сегодня, артиллеристов. Бойцы красной армии перебранивались в пол голоса, устало волоча ноги.

 Бывший капитан Российской Императорской Армии, а ныне военспец РККА Михаил Александрович Семенов расслабившись полусонно покачивался в седле. Не то, что бы он устал, но тяжелые мысли о бессмысленности происходящего давили и угнетали «Ох уж эта гражданская междоусобица!». Он пытался было не влезать во все это, но понял – не дадут. Согласился помогать большевикам только потому, что увидел в них силу, которая может хоть немного восстановить порядок в стране от бесчинств, которые творились с попустительства, точнее с неспособности Временного правительства контролировать хоть что-либо. В возвращение к старым порядкам, глядя вокруг, он уже не верил, вот и выбирал из всех зол, как ему казалось, наименьшее. Командовать ему не доверяли, да он и не хотел – навоевался, но к советам прислушивались (не даром же власть советов), благодаря его занятиям с новобранцами и добровольцами, они могли сохранять подобие строя и сносно стрелять, хотя назвать их солдатами, можно было, только, с большой натяжкой.

Он молча покачивался в седле и вспоминал перипетии сегодняшнего дня. Задание, на первый взгляд, казалось не сложным; по собранным слухам окрестных крестьян, английские интервенты в роще не далеко от хутора N…, устроили в свою бытность склад. Местные туда ходить боялись, - а вдруг вернуться, тогда несдобровать, долго рассусоливать эти неруси не будут – пулю в лоб и вся недолга. Ну их! А для армии сейчас все будет в помощь, хоть оружие, хоть снаряжение, а, тем более, продукты. А тут считай «Халява!». Короче, их бригаде было поручено: - Проверить! И доставить! Михаил по началу думал; зачем целую бригаду туда отправлять? Но вышло все иначе. Белые тоже имели уши и нуждались ничуть не меньше.

По началу, все было спокойно. Бойцы, узнав о цели миссии, были веселы. Еще бы! После долгих месяцев боев поиздержались, да и паек был довольно скудноват. А тут тебе склады с несчитанным богатством, можно и себе чего-нибудь отхватить, да и в ворчащий с голодухи живот чего-либо закинуть. Вон комэск, даже тачанку прихватил, так, как он говорил, на всякий случай, или, вдруг, подвод не хватит. Но все понимающе кивали на такие «отмазки». Кто ж его знал, что все так случится.

В заданный район вышли, как только небо на самом краешке посветлело. Если бы не проводники из местных, то заблудились бы в вязком, как молоко, утреннем тумане. Брели всю ночь, и многие кимарили прямо на ходу. Молодой, недавно назначенный, после курсов, комбриг ехал впереди, рядом с проводниками. Это было его первое самостоятельное задание. Звуки в тумане разносятся далеко, и вот, остановив колонну, чтобы найти нужную дорогу, вдали послышались неясные, но отчетливые звуки. Комбриг сразу заметался, в нем боролись сразу несколько чувств: и страх, за то, что он провалит свое первое самостоятельное задание, и решимость показать себя, и страх зато, что его подчинённые увидят страх и нерешимость в его глазах, зрачки которых бегали туда-сюда, а он в растерянности не знал что делать. Наконец, он «взял себя в руки» и дал команду «развернуться в боевой порядок». А чем черт не шутит…! «Если там никого нет, то скажу, что решил провести учения» - подумал он.

Диспозицию (умных слов он нахватался на курсах), он решил выстроить так: в центре и на левом фланге он поставил по батальону своих закаленных и проверенных в боях бойцов (хорошая бригада под его командование досталась), батальон балтийских моряков, этих верных псов революции, он оставил за этими батальонами в резерве, туда же он поставил и имевшийся в его распоряжении эскадрон с тачанкой, батальон  недавно набранных рабочих и крестьян, которых военспец Семенов, естественно под присмотром комиссара, гонял целыми днями, он поставил на правом фланге, опасаясь чего-либо со стороны деревни, не особо на них надеясь и для поддержки, он отправил туда и единственную батарею, благо снарядов у них было предостаточно. Когда туман стал рассеиваться, они увидели напротив себя стройные ряды, хищно поблескивающих в лучах восходящего солнца, штыков стройных цепей «его благородий». Все застыли в нерешительности, никто не решался нарушить рассветную тишину да щебет птах, «Как в романах!» подумалось бывшему капитану. «Фух!» - выдохнул про себя комбриг, «теперь никто не скажет, что я испугался!».

Первыми в себя пришли люди в погонах, а именно поручик, командовавший батареей. И тишину разорвал дружный залп батареи трехдюймовок. Нерешительность, которая на время охватила обе противоборствующие стороны, дала возможность пушкарям тщательнее выставить прицел. Поручик аж крякнул от удовольствия, глядя на результат стрельбы его орудий. Как на стрельбище в «Красном селе». Когда дым от разрывов снесло ветром, на месте батареи красных одиноко стояло, чудом уцелевшее, единственное орудие, да бегали крайне малочисленные фигуры, чумазых от копоти, людей. «Так-с, эти уже не страшны!» - улыбнулся в усы поручик и дал команду наводить орудия на цепи вражеской пехоты. «Вот те раз! Еще и не начинали, а целой батареи у меня уже нет! Зря только с ней возились!» - подумал комбриг. -Зато свободных коней теперь больше! Невесело пробубнил, не отрываясь от бинокля комиссар бригады, стараясь хоть как-то скрасить такую потерю.

Пока красные любовались на летающие колеса их бывшей батареи, пластуны в своих разноцветных черкесках, словно их забрали прямо с кубанской свадьбы, зашли в лес, где должен был быть английский склад и который находился прямо посредине между противоборствующими сторонами. «Так можно все просра…! Зря мы, чтоль, всю ночь сюда тащились!» подумал молодой комбриг и отдал приказ «атаковать и выбить из рощи пластунов» первому батальону своего регулярного полка. Батальон новобранцев тем временем, без сопротивления, занял деревню. Бойцы перебегали от плетня к забору, перемахивая ограды огородов и таща в рот все что попадалось на ходу. Белые, казалось их не замечали. Не успел первый батальон дойти до заветной рощи, как на них с гиканьем выскочила белая кавалерия. Комбат разделил свой батальон поровну, первая половина приготовилась встретить конников, а вторая рванула в рощу. Атака белых «кентавров», почти удалась – они разогнали первую роту, правда и сами понесли большие потери. Вторая рота им не далась, да еще пулемет с дальнего конца деревни, который бывший капитан, пока суть да дело, отправил на чердак ближайшего дома, прикрыть своих «подхарчовывающихся» разбежавшихся по деревеньке бойцов. Хоть не своим, так другим помог, - пулемет немножко проредил вошедшую было во вкус конницу белых. Вторая часть батальона ворвалась в лес и «схлестнулась» с кубанцами. Страшны эти черти в рукопашном бою, да что делать? Но и нас не в дровах нашли! Часть пластунов была выбита из рощи, но оставшиеся же заставили отступить красную пехоту. Но тут балтийцы, не сдерживаемые комбригом, почуяв запах крови и обозленные гибелью артиллеристов, среди которых было много их товарищей, как фанатики революции, бросились на врага. Кубанцы еще не успели перевести дух после стычки с красной пехотой, ка были атакованы матросами. Не долго сопротивляясь, их остатки бросились под защиту своих цепей.































«И так, на поле боя образовалась следующая картина» - разглядывая в бинокль поле рати отметил отстраненно военспец. Все лучшие части белых кавалерия и пластуны были или разбиты, либо отброшены, потеряв свою боеспособность, и, похоже, на долго. А стройные ряды пехоты, ощетинившиеся штыками, не решались или не получили приказа активно вступить в бой. И только многочисленная артиллерия, не жалея снарядов, щедро осыпала бойцов Красной армии свинцом, заставляя некоторых корчиться на земле или подставлять свое безжизненное, обескровленное лицо солнцу. Больше всего досталось остаткам первого батальона и морякам, которые не зная тормозов, дальше бросились на застывшего врага. Досталось «гостинцев» и батальону новобранцев. Воспользовавшись тем, что ближайший батальоны пехоты противника занят атакующими их моряками и пехотой красных, военспец посоветовал комбату вывести своих людей из-под обстрела пушек на край деревни, тем самым выйти во фланг белых. Комбат не стал артачиться, вывел, слегка побитый, батальон на край деревни, да и ударил из пулемета во фланг белых. Если бы белые переключились на его батальон, он бы спрятал их в домах деревни, тем более что артиллеристы противника быстро израсходовав свой немалый запас снарядов, свернули свои орудия на передки, да и убрались восвояси от греха подальше.

«Да! Дела! Конница полегла вся, пластуны разбиты и их остатки еще надо попробовать собрать, артиллерия отстрелялась, нанеся красным существенные, но не критические потери, батальон красных занял и прочно удерживал заветную рощу, красная пушечка изредка постреливала, не принося не малейшего вреда, а только обозначает себя, батальон новобранцев с окраины села лупит во фланг. У меня не осталось ни одного целого батальона, в каждом уже нет как минимум роты. Пока терпимо, но что же предпринять?» - погрузился в раздумье его высоко превосходительство. И тут из-за рощи вылетел эскадрон красных с тачанкой, и на полном скаку врубился в ряды пехоты. Белые были ошарашены. В считанные минуты рота пехоты была вырублена, как сухостой в лесу, а красные не понесли ни единой потери. Все! Это была последняя капля. Не видя возможности что-либо изменить в этом бою, белые споро отступили, догоняя свои нечем не способные им уже помочь, пушки.

Бой закончился довольно быстро, заняв первую половину дня. Преследовать белых комбриг не решился, - довольно много было потерь и белые, вполне еще могли доставить кучу неприятностей, А оно ему надо?! Победители нашли в лесу указанный склад со всякой очень полезной всячиной и остаток дня грузили ящики на телеги, да обихаживали раненых. Умаялись!

Тьма уже давно опустилась на землю. Колонна красных бойцов вторую ночь без сна тащилась по, почти не видимой, во тьме дороге. Телеги скрипели, ящики стучали друг об дружку, раненые стонали, а бывший капитан, привычно спал, покачиваясь в седле.....

                                                          ***

Ну что, игра удалась. Красные победили. Историческая концепция соблюдена. Будем ждать комментарии. На этот раз не я один, а и автор. Да и вот еще что. Так как репортаж был прислан мне отдельно, а фото отдельно, я их так одним блоком в середине повествования и бухнул. Но уж не обессудьте. На этом сегодня и закончу.

Всем спасибо и Пока!

3 комментария:

  1. Ну бальзам! Спасибо Александру за игру и прекрасный рассказ! Спасибо Алексею за публикацию! Все так (именно так) и было! Отдельное спасибо Саше, что упомянул мой сюжет!

    ОтветитьУдалить
  2. Сам не придумал: Пичугов С. Г. Неизведанными путями. М.: Воениздат, 1958

    ОтветитьУдалить
  3. Мне книга очень понравилась! Склад и правда достался красным! Там винтовки были и продукты, кстати это была последняя надежда белых в регионе! Всем рекомендую к прочтению!

    ОтветитьУдалить