суббота, 4 февраля 2017 г.

Бой за станицу Платнеровскую.

Бой за станицу Платнеровскую.

       Командующий Добровольческой армией, Антон Иванович Деникин, полагал, что командующий Северокавказской красной армией, Сорокин, будет отступать из Тимашевской на Екатеринодар, но тот, пополнив свою армию и вновь доведя её численность до 30—35 тыс., выставил против заслон под командованием полковника Покровского, а сам 27 июля из района Тимашевской и Брюховецкой перешёл в наступление на широком фронте, направляя главный удар на Кореновскую. Отбросив конницу Эрдели, и пройдя форсированным маршем 40 верст, утром 28-го он взял Кореновскую. В результате этого прорыва Сорокин вышел в тыл центральной группы Добровольческой армии (1-й и 3-й дивизий), которая оказалась в окружении, будучи отрезанной от конной дивизии генерала Эрдели и штаба армии, располагавшегося в Тихорецкой, в которой почти не осталось войск. Дроздовский и Казанович, выставив на Динской заслон со стороны Екатеринодара, повернули свои части назад к Кореновской с задачей прорваться  к штабу основными силами Добровольческой армии. В авангард 1-ой и 3-ей дивизии был выдвинут сводный офицерский полк под командованием опытного офицера, полковника Блейша А.Н., состоящий из  четырех рот офицерского полка и трех рот дроздовцев. Правый фланг прикрывали две роты кубанских пластунов с тачанкой. В укрепление отряда был выделен артиллерийский дивизион (три арт взвода) и бронедивизион из двух машин.




     Отряду была поставлена задача: выдвинуться вперед и не дать захватить большевикам станицу Платнировскую, что находилась в 8 верстах от Кореновской.  Захват  Платнировской  серьезно осложнил бы операцию добровольцев по прорыву.
       Ранним утром 30 июня 1918 года отряд  полковника Блейша подошел к станице. Солнце еще не взашло и солдаты зябко ежились от утренней прохлады. Сбивая росу  сапогами и ботинками маршевые колонны начали разворачиваться в боевой порядок. Ночной переход дал о себе знать и развертывание проходило не спешно.
В небе парили жаворонки, на крышах окраинных хат заблестели первые лучи солнца. Степь просыпалась. Казалось, что сейчас тишину разорвет  мычание  коров, бредущих тучными стадами на выгул, казаки потянутся на возах в степь на сенокос, а казачки, звеня подойниками, громко гутаря, вернутся с базов по своим хатам, после утренней дойки. Казалось, что нет этой безумной войны, казалось..... !  Вдруг, идиллию летнего утра натужно разорвал свистом снаряд трехдюймовки, летящий откуда-то из-за станицы, оттуда, где находились войска Сорокина. Разрыв! Один, второй, третий. Утро перестало быть томным. 


Артиллерия красных била с двух  сторон, с флангов. Судя по плотности огня, били не отдельные орудия, а батареи. Первые снаряды большевиков, хоть и легли  близко с цепями наступающей нашей пехоты но вреда ей не нанесли, разве, что сбросили остатки утренних эллюзий. 



Следующий залп большевиков был точнее, и из рядов наступающих добровольцев  упали первые убитые и раненые. Так и третья офицерская рота потеряла до взвода солдат. Примерно такие же потери понесла и рота дроздовцев. Ротные начальники приказали ускорить шаг солдатам, чтобы вывести их из-под артогня.
Полковник Блейш прильнул к своему биноклю, так и есть, на флангах у большевиков стояли  артиллерийские батареи.  Рядом с батареями ,видимо в прикрытии, находилась красная кавалерия (по эскадрону у каждой батареи), по тачанке, и дальше, сколько было видно глазу, пехота противника.



Так же был слышен рокот моторов броневиков.  Если справа наступающий отряд прикрывали кубанцы с тачанкой, то на левом фланге, кроме арт взвода ничего больше не было.  Александр Николаевич был вынужден организовывать фланг из тех сил, что были в его распоряжении.
На фланг был переброшен один из двух броневиков и рота офицерского полка. Капитан Нестеров, командир этой роты, не медленно приказал бойцам залечь, ведь они находились в голой степи под огнем артиллерии. Тем временем, в центре, на пике атаки, наши роты вошли в станицу. 





На перекрестке и на околице развернули пулеметы. Заняв ближайшие хаты, вдруг выяснилось, что большую часть станицы к этому времени уже захватили большевики.
К центру вдруг выскочил броневик большевиков и обстрелял без ущерба наших бойцов  в хатах. Его заставили убраться артиллеристы дроздовской батареи. Второй броневик  на всех парах мчался в нашу сторону по дороге, идущей через лощину в холме. За ним двигалась и пехота большевиков. Наша артиллерия не могла дотянуться до них . Слишком хорошо красные использовали местность.


     На правом фланге, на пластунский батальон, в атаку пошла красная пехота, но была тут же остановлена и рассеяна нашей артиллерией. Правда их комисарам удалось её остановить и вернуть в бой (но изрядно поредевшей). Та же участь постигла сотню казаков, по всему видно донских, выкормышей Подтелкова. Их выгнали с Дона, но и на Кубани они славы не сыскали.
    Тем временем в станице шел жаркий бой. Большевикам удалось уничтожить два пулеметных взвода, роты несли потери и  в конце концов дело дошло до рукопашной. После  сумашедшего обстрела офицерской роты, занявшей оборону в станице, из всех видов имеющегося у большевиков оружия в рукопашную бросились красные матросы. Неся потери, они достигли домов в которых находились наши офицеры. Страшная резня началась.

В ход шло все: штыки, сабли, кинжалы, ножи, бутылки и все, что попадало под руку. И даже зубы шли в ход. Видя это, полковник Блейш, повел в рукопашную вторую роту. И как там у Блока? :
... «Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь»...

Бой, да какой там бой – РЕЗНЯ,  закипел с новой силой. В результате большевикам все же удалось выбить добровольцев с занимаемых позиций, т.е. из домов. Ситуация критическая, станица в руках большевиков. Видя это, командир третьей роты подполковник Лопковский бросается в пекло со своими юнкерами. Короткая кровавая стычка и семнадцатилетние мальчишки вышвыривают из квартала матросню. Неся потери, они отступают. В это же время экипаж броневика « Върный» устраивает дуэль с броневиком большевиков.  Красные отступают, но «Въерный» забрасывают гранатами красные комиссары.  Это отряд «Чон». Фанатики. Они несут колосальные потери от огня нашей пехоты, но остаются на позиции до конца. Впрочем их уничтожают всех.
Бой затихает. Правда на левом фланге красная кавалерия попыталась организовать атаку на роту капитана Нестерова, но была отбита дружным ружейным огнем. Большевики, потеряв тачанку на этом фланге, начали отходить. В преследование был отправлен второй наш броневик «генерал Марков».  На этом фланге броневику больше не мешало ничего. На красной батарее  закончились снаряды, казаки отступают, пехоты большевиков тут не было вовсе. В центре большевики были выбиты из одного квартала, потеряли броневик и находились под огнем нашей артиллерии. На правом фланге у большевиков так же осталось по одному снаряду на орудие, отступала деморализованная пехота, в резерве у большевиков осталась потрепанная казачья сотня и.... все. Ах да, еще пара минометов, правда и они остались почти без боеприпасов.
    Ну а что у нас? Две роты, оставившие станицу буквально в ста саженях, были остановлены Блейшем лично. После пылкой и колкой речи полковника, офицеры были пристыжены тем, что за них в  станице дерутся мальчишки. Роты развернулись и готовы были ринуться в бой. Мимо, тем временем, вперед шли роты «Дроздов».  Хотя еще гремел бой..., полковник снял фуражку, вытер пот с высокого лба.... «Все, дело сделано!»- выдохнул полковник.



Отыграли. 


Красные командиры.
Споров было много, но пользы тоже. Во-первых, отыграли рукопашную, во-вторых, все больше понимания в механике игры. Лично я доволен тем, что сумел сохранить резервы и боеприпасы. Приходим к пониманию того, что армии перегреты техникой, артиллерией и пулеметами (не говорю уже об авиации). Главное, что многие участники подходят к тому, что надо играть компанию. Думаю это уже осенью, так сказать на «юбилей». Ну а пока надо провести еще пару-тройку тестовых игр. Попробовать белую кавалерию и обычную пехоту оставив дома «цветные» части.Резюме: Всем спасибо, все молодцы!

14 комментариев:

  1. Отличный репортаж!Всё очень понравилось,жаль меня с вами не было!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Молодцы ребята. Отличная игра. Завидую!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Андрей, спасибо. Но тут, взаимно. Так же с удовольствием смотрю на твои работы и репортажи. Жду с нетерпением когда ты вернешься к тридцатилетке.

      Удалить
  3. Интересная игра, отличные миньки. Фото раненного бойца красной армии в финале репортажа придает колорит :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Веня, спасибо. Я очень рад, что Леонид включился в тему. Фигурок, на мой взгляд, на этот период не достаточно и его талант скульптора как нельзя кстати нам пришелся. На подходе большая партия новинок с ранеными,пленными, телефонистами и т.д.

      Удалить
  4. Ещё немного и будет фигурами забит весь стол!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Михаил, это не цель. Пока, да все вываливаеться на стол но это что бы полностью освоить правила. Идем к компании а там нужна большая вариативность.

      Удалить
  5. Игра хороша и отчет глазу приятный! Но вот техники у вас как у Гудариана в 41м.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо Кирилл. Честно - это и самому не нравиться. Но тут и ты со своими провокационными разговорами о бронепоездах масла в огонь подливаешь. Но думаю, скоро все устаканиться. Компания и жесткие правила на формирование сделают свое дело.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бронепоезд это святое! Это как форт на Канаду или замок на 13 век. Кавалерии у вас нет, а то было бы интересно Буденный против Шкуро :))

      Удалить
    2. Кир, уже есть. (Лёня постарался) Она в покраске. Только вот Серега Кузнецов, как обычно посмешил. Накрасить то успел, Но с косяками.

      Удалить
  7. Круто! Ваня то какой молодчик, раненый, а играет, настоящий буденновец 8)))
    а что такое "Чон", я чеслово не в курсе?

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо Дени. Ранение не мешало играть, а вот красить - однозначно! Видимо то, что Иван не красил и спасло нас от поражения! :)))
    Ну а ЧОН -это Части особого назначения (ЧОН, части осназ) — «коммунистические дружины», «военно-партийные отряды», создававшиеся при заводских партийных ячейках (партячейках), районных, городских, уездных и губернских комитетах партии на основании постановления ЦК РКП(б) от 17 апреля 1919 года для оказания помощи органам Советской власти по борьбе с контрреволюцией, несения караульной службы у особо важных объектов и др.

    ОтветитьУдалить