среда, 19 июля 2017 г.


Гражданская Война, Еврейский вопрос и отряды
самообороны.


Приветствую вас, уважаемые читатели. Копаясь в истории Русской гражданской войны, в поисках уникальных и не обычных подразделений, да и просто униформы противоборствующих сторон натолкнулся вот на такой забавный рисунок:



В принципе, мне было понятно кто это. Это боец отряда еврейской самообороны. Но большего не о самих отрядах, не о их боевом пути я не знал. Очень меня это заинтересовало, и я решил по глубже «копнуть» эту тему. Встать, так сказать, на скользкую дорожку еврейского вопроса. Ну и теперь решил коротенько поделиться с Вами.
   В Российской Империи, в прочим как и в других государствах Европы со времен Понтия Пилата очень не однозначно относились к евреям. Собственно государство заботило не столько национальность, сколько религия и менталитет иудеев. Евреи повсеместно сохраняли свои традиции и быт. Живя своими полузакрытыми для общества общинами, даже не пытаясь ассимилироваться. Это не могло не беспокоить правительство. Поэтому, правительство всех стран, где проживало еврейское население, вело с ним борьбу. А в этой борьбе, как известно, все средства хороши. Правительство на законодательном уровне пыталось изолировать ортодоксальных еврее, сгоняя их в гетто. Так во многих городах Европы существовали еврейские кварталы. Одновременно титульное население натравливалось на иудеев. Происходили погромы, а правительство, в лучшем случае, закрывало на это глаза, а в худшем, открыто поддерживало погромщиков. Не обошло это и Российскую Империю. В России существовала черта оседлости с 1791 по 1917 гг. — граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям , точнее сказать, именно – иудеям. И в местах компактного проживания евреев, а это Польша, Белоруссия и Малороссия периодически происходили погромы. Естественно, что еврейское население этому всячески сопротивлялось. 

Создавались отряды самообороны. Так, Первая попытка самообороны в Империи была предпринята в  Одессе, во время еврейского погрома 1871 года. Дальше, больше. История этих отрядов очень любопытна и поучительна, но меня интересовал период именно Гражданской Войны. По этому, остановлюсь только на этом периоде.
    В начале 1917 г. в России проживало около 4 млн. евреев, что составляло чуть более 4% ее населения. Значительное еврейское население было оставлено в оккупированной немцами Польше и Прибалтике. Евреи составляли до 1/3 населения городов и местечек бывшей черты оседлости. Характерно, что в силу исторических условий, в которых жили русские евреи в течение предшествовавших октябрьскому перевороту 150 лет, более 70% еврейского населения занимались мелкой торговлей и мелким же ремеслом.
Из этого очевидно, что первичное отношение евреев к новой власти (имеется в виду большинства населения) зависело от отношения этой власти к частному городскому хозяйству. Учитывая, что курс на вытеснение частной промышленности и торговли был взят властью с самого начала, понятно негативное отношение, которое вызвал в еврейской среде приход большевиков к власти.
Важно понимать, что революционеры, связавшие свою судьбу с большевиками, и имевшие еврейское происхождение, происходили всегда из среды не просто ассимилированных евреев, а добровольно порвавших любую связь с еврейством. Подход  дореволюционного большевизма к еврейскому вопросу не оставлял им иного шанса. Что же касается еврейских партий, то только Поалей Цион поддержала большевистский переворот. Не только сионисты, но и еврейские социал-демократы отвернулись от Ленина.
Кроме того, в первое время многие красногвардейцы не брезговали грабежами и насилием. Добавьте к этому еще откровенно атеистическую политику.
Поэтому большинство евреев на первом этапе революции поддержали антибольшевистские силы. Часть из них приняла участие в борьбе с оружием в руках против большевиков, другая – помогала деньгами. Третья – морально поддерживала контрреволюцию.
Среди юнкеров юнкерских училищ и школ прапорщиков, защищавших Временное правительство в Петрограде и Москве, было много евреев. Так, среди защитников Зимнего Дворца – юнкеров Школы прапорщиков инженерных войск встречаются фамилии Гольдман, Шапиро, Шварцман, братья Эпштейн и др.
После победы большевиков в обеих столицах по всей стране стали создаваться различные антибольшевистские центры, руководившие контрреволюционной борьбой. В их создании и деятельности также приняли участие евреи. Например, в ходе первого антибольшевистского восстания в Петрограде 29-30 октября 1917 г., организованного Комитетом спасения родины и революции под руководством полковника Г.П. Полковникова, погибло более 50 юнкеров-евреев.
Евреи принимали участие в знаменитом Ледовом походе (1-ый Кубанский поход) добровольцев под командованием Л.Г. Корнилова – первом опыте белого добровольческого выступления. Они становились активными участниками казачьих партизанских соединений, стихийно боровшихся с большевиками в конце.1917 – начале. 1918 гг.
Еврейская буржуазия Ростова-на-Дону приняла активное участие в финансировании белых казачьих отрядов. Атаману А.Каледину было передано еврейской общиной этого города 800 тыс. руб.
В многочисленных декларациях и заявлениях руководителей Добровольческой армии в то время провозглашалась не только цель движения – «восстановление единой и неделимой России», но и признавалась идея самой широкой автономии составных частей Российского государства. При этом А.И. Деникин, например, неоднократно обращался с призывом к своим командирам «не настраивать одну национальность против другой».
Примерно та же ситуация сложилась в структурах провозглашенной 7 ноября 1917 г. Украинской Народной Республики, объявившей себя независимой от России только 14 января 1918 г. Высшим законодательным органом этого государства стала Центральная Рада , сформировавшая правительство (Генеральный секретариат). И в Центральной Раде, и в правительстве активное участие принимали евреи. При этом в Центральную Раду они входили по партийному принципу. В Раде заседали представители Бунда, Поалей Цион, Демократического Еврейского Объединения и сионисты.
Однако, Центральная рада, также как и Государственный секретариат представляли собой самое разное сочетание политических сил. Например, рядом с министрами-евреями заседал секретарь (министр) по военным делам С.В. Петлюра, «прославившийся» в дальнейшем самыми страшными в ходе гражданской войны еврейскими погромами.
Отношение и белогвардейцев, и правительства Центральной рады к евреям стало меняться в период весны-осени 1918 г. В целом можно выделить несколько общих и основных причин такой перемены в подходах:
Широкое представительство евреев в руководстве партийных, советских и карательных (ВЧК) органов большевиков, которое привело к всеобщему распространению мнения о том, что все большевики – евреи и наоборот.
Фактическое начало большевиками красного террора и активного применения на практике политики «военного коммунизма» (продразверстка и пр.), в реализации которых деятельное участие принимали комиссары – евреи.

Слабость власти антибольшевистских сил на местах (никто из руководства этих сил не призывал к погромам, более того, евреи входили в правительства этих сил, но они не могли повлиять на широкие массы).
Деятельность православных религиозных институтов на территориях, не подконтрольных красным, а также деникинского пропагандистского органа – ОСВАГ (осведомительское агентство), которые объявили все еврейское население России большевистским и призвали к крестовому походу против евреев – подзаголовок одной из деникинских газет «В Москву»: «Возьми хворостину, гони жида в Палестину».
Традиционное широкое распространение ксенофобии среди сил контрреволюции, как следствие, широкое распространение антисемитских настроений, всегда существовавших в высших слоях
До конца 1918 г. в большинстве восставших против красных губерний действовали сформированные целым рядом политических партий демократические «правительства» – Поволжья, Сибири, Северной области и др. Они в какой-то степени могли выполнять роль сдерживающего центра и не допускать широкого распространения антисемитских действий подчинявшихся им армий.
Но в конце 1918 г., армейское руководство, убедившись в слабости и неспособности этих структур, почти повсюду отстранило эти «правительства» от власти и установило военную диктатуру. На востоке адмирал А.Колчак, на севере ген. Миллер.
На смену умеренным демократам из числа кадетов и правых эсеров пришли офицеры, зараженные, также как и вся армия, духом ксенофобии и антисемитизма.
Прежде всего, антисемитские настроения отразились на евреях-офицерах, служивших в Добровольческой армии или стремившихся вступить в нее.
Евреев-офицеров добровольцев стали устранять из боевых частей и переводить в тыловые подразделения, т.н. «кашевары». Постепенно прекратилась запись в армию евреев-добровольцев.
Например, в Екатеринославе, после занятия города Добрармией началась запись офицеров в ее части, однако по словам председателя еврейской общины этого города М.Брука, «евреев-офицеров не принимали, с них срывали погоны».
По распоряжению Деникина при призыве в армию евреев к ним стали предъявлять повышенные медицинские требования, в результате чего резко сократилось число новобранцев. Однако евреев продолжали призывать в качестве рядовых.
На юге России в ряде городов, находившихся под контролем белых, были сделаны попытки ввести некоторые ограничения, действовавшие в Российской империи. Так, в ряде городов (Кременчуге, Черкассах, Нежине, Киеве и др.) евреев исключили из органов самоуправления, в некоторых учебных заведениях была восстановлена процентная норма и пр.
Все это не могло не повлиять на отношение «образованных» слоев еврейского населения к антибольшевистскому движению. При всем неприятии ими большевистских новшеств, они не хотели возврата к прошлому.
Однако решающий вклад в изменение отношения действительно большинства еврейского населения страны к противоборствующим сторонам гражданского конфликта внесли ПОГРОМЫ.
Антисемитские настроения в Добровольческой армии вызвали волну кровавых погромов: только армейские части устроили 296 погромов в 267 населенных пунктов (в основном на Украине), в которых погибло более 8000 человек. Особенно ожесточенный характер погромы приняли при отступлении добровольцев с Украины в Крым в дек. 1919 – марте 1920 гг., во время которых белые сжигали все еврейские дома, попадавшиеся на их пути.
Руководство белых армий прекрасно понимало, что погромы разлагают саму армию, отворачивают от нее население, вызывают самую негативную реакцию со стороны иностранных союзников. Однако, де-факто никто из командующих белыми армиями ничего не сделал для обуздания погромщиков.
Естественной реакцией еврейских общин стало создание дружин и отрядов самообороны.  Правда теперь ими руководили не студенты, а офицеры прошедшие горнило Мировой Войны.  Да и вооружены они были не топорами и дубинками, а винтовками и пулеметами. В некоторых отрядах так же имелись и артиллерийские орудия. Так в местечке Голованевск Подольской губернии (ныне Одесская область Украины) еврейская самооборона имела на вооружении не только винтовки, конфискованные или купленные у дезертиров, но и артиллерийское орудие

Отряд еврейской самообороны. Одесса 1918 год.

В Одессе инициатором создания отрядов самообороны стал Мойше-Яков Вольфович Ви́нницкий . Всем более известный как король Молдаванки и авторитет преступного мира, Мишка Япончик.

Лишь Врангель, встав во главе остатков Добровольческой армии в Крыму принимал какие-то меры к обузданию погромщиков. При нем были выпущены приказы о борьбе с погромами, обязывающие военно-полевые суды принимать к разбирательству дела о погромах и карать смертью виновных.
Однако, к этому времени Добрармия практически ушла из мест массового проживания евреев. А отряды самообороны вливались в ряды Красной армии.
Антисемитизм, охвативший практически все слои общества в тот период, грозил превратиться именно в стихийное явление. Еще более страшные испытания пришлось выдержать евреям от армии Петлюры, а также от более мелких «независимых» «армий» и банд.
В августе 1919 году петлюровцы разоружили большой и хорошо организованный отряд самообороны в Погребище, после чего банда атамана Зеленого устроила в оставшемся без защиты местечке массовую резню.
Несмотря на то, что Директория время от времени выпускала антипогромные приказы и воззвания, армия УНР на это не реагировала и никто из погромщиков не был наказан. Слабость центральной власти Директории оказалась еще большей, нежели власть Деникина или Колчака, поэтому погромы вскоре стали обязательным атрибутом захвата петлюровскими войсками того или иного населенного пункта.
Всего во время погромов в период гражданской войны погибло более 100 тыс. евреев.
Этим виртуозно воспользовался Ленин, который логично рассудил, что ставку в революции надо делать на наиболее угнетенные слои общества, испытывающие на себе враждебность со стороны великорусского большинства. Таковыми были конечно же представители национальных меньшинств, которыми и стали комплектоваться партийные, государственные и карательные органы большевиков. Латышские стрелки, польские, эстонские и китайские части составили элиту красной армии.
Особый расчет был сделан на евреев. Для них с определенного момента поддержка большевиков означала подчас единственный способ физического выживания. Причем, как правило, это были образованные, сравнительно с рабоче-крестьянской массой, инициативные люди.
Поняв это, большевики построили свою политику на активизации реальной борьбы с организаторами еврейских погромов, чем сразу же снискали симпатии еврейского населения, на поощрении занятия евреями руководящих постов в органах власти и управления на местах, и в ВЧК, а также на создании специализированных органов, признанных проводить политику партии в еврейской среде.
Таким органом сначала стал Еврейский комиссариат в составе Народного комиссариата по делам национальностей (Наркомнаца) во главе со старым большевиком Ш. Диманштейном, образованный 20 января 1918 г. После поражения левоэсеровского мятежа летом 1918 г., когда четко наметилась тенденция сращивания государственного и партийного аппарата, стали создаваться т.н. Еврейские секции РКП(б) – Евсекции.
Первая Евсекция была создана в г. Орле при местном отделении партии. Затем они стали организовываться по всей стране. В октябре 1918 г. была создана Евсекция РКП(б), избравшая свое центральное бюро во главе с тем же Диманштейном.
В Красной армии появились целые части, состоявшие исключительно из евреев, например, 1-ый Еврейский полк. Целые отряды еврейской самообороны преобразовывались в регулярные части Красной армии и отправлялись на фронт. Отдельные случаи еврейских погромов жестоко карались ВЧК и армией согласно декрету Совнаркома 1918 г. «О пресечении в корне антисемитского движения». Организаторы расстреливались без суда и следствия.
На примере отношения к евреям можно оценить силу власти основных участников гражданской войны. Практически все из них не только на словах, но и на деле осознавали всю пагубность антисемитских настроений в массах своих сторонников. Но только большевики смогли в корне подавить эти настроения.
Добавим, что к этому времени большевики отказались от своей дореволюционной оценки евреев как национального меньшинства, обреченного на ассимиляцию и провозгласили политику поддержки еврейской культуры на идиш.
Правда при этом, большевики проводили политику на вытеснение языка иврит из образовательных учреждений как контрреволюционного, преследовали сионистские организации и закрывали в массовом порядке синагоги.
Одновременно Советская власть боролась против любых форм еврейской жизни, не находившихся под ее контролем. Например, в июне 1919 г. было разогнано Центральное Бюро еврейских общин России, демократически сформированное на 1-м Съезде еврейских общин летом 1918 г. Большинство в нем имели сионисты.
Однако все это могло отпугивать евреев в 1917 – 18 гг., но уже в 1919 г., после того, как по Украине прокатилась волна массовых кровавых погромов, эти события уже казались совсем не существенными.
Поэтому к концу гражданской войны лишь меньшинство еврейского населения, в основном из числа ранее выехавших за пределы России, продолжало поддерживать антибольшевистские силы. Многие продолжали служить рядовыми солдатами в белых армиях, многие эмигрировали вместе с ними в Европу, Америку и Китай.
Большинство же под воздействием обстоятельств сделали выбор в пользу большевистской России.
Какой же был итог гражданской войны для евреев?
Полностью была ликвидирована крупная и средняя еврейская буржуазия, подорвана основа жизни и быта ремесленников и мелких торговцев, которые в совокупности составляли около 80% еврейского населения. Как следствие, резко возросла численность евреев-служащих государственных (и партийных) учреждений (до 30-40%), а также еврейского рабочего класса (до 30%). Между тем 30-40% еврейского населения России (особенно в местечках) оставались безработными.
Около 200 тыс. евреев погибло во время войны (погромы, боевые действия, расстреляны органами ВЧК и контрразведкой белых). Десятки тысяч еврейских семей эмигрировали из страны. Война оставила после себя 300 тыс. еврейских сирот.
Резко выросло еврейское население центральных районов России, бежавшее туда от погромов, особенно население Москвы (в 4 раза) и Петрограда (2 раза).
Под влиянием большевиков в лице Евсекций начался расцвет еврейской культуры и образования на языке идиш. Одновременно начались преследования деятелей ивритской культуры, гонения на иудаизм и религиозное традиционное еврейское образование.
Преследованиям подвергались все не коммунистические еврейские организации.

Евреям был открыт самый широкий доступ в органы государственной власти, партийные органы, армию и службы безопасности Советской России.


Ну вот пока и все. При написании пользовался статьями из интернета и электронной еврейской энциклопедией и  электронными версиями для печати из периодических изданий, а так же мемуаров участников событий.

13 комментариев:

  1. Отличная статья, спасибо, Алексей 8)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Денис. Вот бы еще кто и фигурок накрасил? Можно под них и спец. правила замутить?

      Удалить
  2. Сильный народ. Уважаю! Две тысячи лет не иметь своего государства, но при этом сохранить свою самобытность!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это да. Вряд ли какому другому народу досталось больше!

      Удалить
  3. Ну, Ок. не покатил рассказ. Хорошо, постараюсь зацепить чем нибудь другим.
    Хотя все же не пойму, что больше интересует Вас, мои читатели?

    ОтветитьУдалить
  4. Кстати - мне ни разу не попадалась более-менее достоверная информация о существовании чисто еврейских частей в КА. У какого-то белого автора (фамилию запамятовал) встретил упоминание еврейской пластунской бригады, но на деле бригада эта оказалась сводной из остатков различных разбитых частей и отловленных дезертиров, так что она никак не могла иметь какой-то особо значительный процент евреев. Думаю, с большим основанием можно считать "еврейским" известный полк Мишки Япончика, сформированный из одесских уголовников. В нём явно был весьма значительным состав евреев указанной популярной в Одессе профессии))) Ещё можно вспомнить еврейскую роту Махно, которая полностью полегла в бою против казаков Шкуро. И в статье как-то обойдены вниманием погромы, которые устраивались красноармейцами, хотя таковых тоже было более чем достаточно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Михаил за отзыв. Кроме названий, мне то же пока не удалось найти красные-еврейские части. Я, в свою очередь встречал воспоминание о еврейской части в Забайкалье у атамана Семенова. Но это, по всей видимости, мемуары. Соответственно источник сомнительный.
      Что касается погромов. То я не преследовал задачи писать о зверствах и подробностях. Ясно, что они были, причем учинялись при любой власти. Я просто хотел показать, о экзотике сторон и участниках ну и может кому то просто рассказать о том, чего они не знали. Так сказать, заинтересовать и побудить к самостоятельному изучению темы.

      Удалить
  5. Точно! Совсем забыл про еврейскую роту у Семёнова)))
    Всех, заинтересовавшихся темой, приглашаю к себе на форум - тут и про семёновскую роту есть кое-какая информация: http://siberia-miniatures.ru/forum/showthread.php?tid=214&fid=12&block=0

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Абсолютно поддерживаю. У Михаила отличный форум и на нем много чего любопытного. А главное уже много тем задействовано. Мне вроде и добавить то нечего бывает, а переписывать не хочется! )))

      Удалить
  6. Переписывать можно и даже нужно))) Форум задумывался, в основном, как место по сбору и распространению информации об униформе и организации армий, принимавших участие в ГВ. Буду рад, если кто-нибудь сможет дополнить его новыми сведениями. Особенно ценны выдержки из воспоминаний очевидцев, фото из музеев, книг и частных коллекций. На самом деле тема практически совсем не исследована, даже в отношении самых знаменитых частей, как показала, например, история с расцветкой фуражек Самурского полка, где "Оспрей" популяризировал ошибочную версию...

    ОтветитьУдалить
  7. слышал, но не видел других источников. Хотя офицеров (на всякий случай) красят мне правильно! :)))

    ОтветитьУдалить
  8. Я заметил))) Вопрос с расцветкой фуражек самурцев окончательно решился с обнаружением дневника Александра Судоплатова, белогвардейца из Алексеевского полка. В этом дневнике имеются рисунки, в том числе и цветные, сделанные им на привалах между боями. Есть там и изображение самурца, что позволяет вопрос расцветки фуражек закрыть.
    http://beloe-dvijenie.livejournal.com/696707.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эх, Михаил, не сюда бы этот комментарий. Сегодня обновлю блог и обновлю именно самурцами. Но тем не менее, спасибо.

      Удалить