понедельник, 7 мая 2018 г.

путевые заметки №5



Путевые заметки №5.




 Уже стало доброй  традицией для меня длинные выходные проводить в путешествии. В эти майские я решил посетить соседнюю Эстонию. Я часто бываю там. Во-первых, рядом, во-вторых, много чего интересного и, наконец, не очень дорого.
Планируя эту поездку, хотелось чего-то нового. Поэтому я решил ехать на острова. Знал, что там находится старинный епископский замок. Знал, также, что этот замок наиболее хорошо сохранившийся  с момента строительства. Ну и попутно хотелось посмотреть на знаменитый аэродром, с которого в августе 1941 года НАШИ летали бомбить Берлин. В общем, маршрут составлен, машина заправлена, страховки оформлены!
  Дорога лежала привычно через Таллинн. На столице Эстонии останавливаться не стану. Тысячу раз писали об этом очень красивом городе. От Таллинна вдоль побережья свернул на юг, проехав 180 километров  и, не доезжая Пярну, в маленьком порту со смешным названием Виртсу, погрузился на такой же маленький паромчик.




















Тридцать минут по морю пролетели незаметно. И вот я уже выгрузился в порту Куйвасту на острове Муху. Отсюда до пункта моего назначения города Курессааре чуть больше пятидесяти километров. Между островами Муху и Сааремаа через пролив Вяйкевяйн проложена дамба.
Еще полчаса и я въехал в город Курессааре.


Курессааре.
 Городок Курессааре, до 1917 года - Аренсбург (с немецкого орлиный замок) расположен в центре острова Сааремаа, на берегу Рижского залива. Историю города и достопримечательности описывать не стану. Скажу лишь, что город очень старый, первое упоминание относится к  началу ХIV века. Летопись упоминает монашеский замок, но археологи, проводившие раскопки утверждают, что ещё до замка тут находился рынок и другие строения. Тем не менее, в городе довольно много любопытных строений. Будоражили меня и события Первой мировой войны. Битва в Ирбенском проливе (Моонзундская операция 1915 года за Рижский залив), воспетая В. Пикулем в романе «Моонзунд».




















Но всё же меня больше интересовал замок. Разместившись в отеле, я сразу отправился к замку, благо погода способствовала прогулке. Пройдя по улочкам города минут 10, я увидел вначале старый епископский парк,
а через несколько шагов, за поворотом мне открылся шикарный вид на замок (со стороны западного бастиона с белоснежной башней).






Войдя в ворота этого бастиона, одни из трёх ныне существующих ворот в замок, я тут же поднялся на стену крепости и обошел замок по куртинам по периметру, периодически снимая замок. Он хорош со всех сторон.















На протяжении четырех столетий замок строился и перестраивался, согласно пожеланиям владельца и военной моде. От традиционного монашеского конвента четырехугольной формы с внутренним двором до мощной четырёх бастионной крепости со рвом по моде ХVIII века. Крепость перестраивалась путем достройки уже имеющихся строений.








Так известно, что замок построил Сааре-Ляэнемаский епископ, сделав его своей резиденцией. В 1330-е гг. замок перестроили в виде квадрата со стороной 43 метра, и мощным донжоном – башней Стурвольт. После восстания Юрьевой ночи в 1343-45 гг. замок укрепили и возвели еще одну башню – Длинный Герман, она изолирована от основной цитадели шахтой. Около 1400 г. в замке был убит находившийся здесь в заключении Сааремаский епископ Генрих II, дабы освободить этот пост Винриху Книпроде, племяннику Верховного магистра Тевтонского ордена, и в ходе подавления восстания Домского капитула замок был сожжен. Через 30 лет его восстановили, построили защитную стену с двумя приземистыми круглыми башнями с бойницами для огнестрельных орудий (сохранилась одна). Несмотря на все волнения и заговоры, вокруг замка вырос городок, получивший в 1563 г. статус независимого и некоторые торговые права. В 1559 г. епископ Иоганн фон Мюнхгаузен продал Курессааре во владение датского короля Фредерика II, который передал епископство вместе с замком своему младшему брату герцогу Магнусу. Примерно в это же время вокруг замковой территории возвели земляные валы с угловыми бастионами, был вырыт ров, который наполнили водой из залива.  В 1710 г., во время Северной войны, город взяли петровские войска под командованием генерала Боура, и Аренсбург с замком вошел в состав Российской империи. Замок грозен и неприступен: абсолютно гладкие стены – зацепиться не за что, вход прикрывает решетка, над входом – специальное сооружение, чтобы осаждающих можно было поливать кипятком там или еще какой гадостью…
В самом замке жилым с давних пор являлся второй этаж с внутренней закрытой галереей.


















На первом этаже размещались склады и хозяйственные помещения, а третий этаж использовался для обороны. Также для обороны на стене находятся несколько площадок.




 У подножия замка, во дворе крепости - домишки постройки XVIII века .  Вероятно, казармы и администрации крепости.
Как уже говорилось, замок почти не пострадал за время своего существования. Разрушительная Ливонская война, уничтожившая большинство замков материковой Эстонии, его не тронула. А небольшие разрушения Северной войны были довольно быстро устранены, а внешняя крепость (вал), даже увеличена. Причем имеющиеся стены не демонтировали, а строили новые и промежуток засыпали землей. А получался вот такой своеобразный сэндвич.
Сейчас в замке находится музей. Ему я посвятил следующий день. Экспозиция достаточно любопытная, от зоологического с чучелами местных лесных зверей, птиц и рыб, в одном крыле, до залов с временными выставками художников. Основной экспозицией является все же история и развитие края. Меня, конечно, интересовал период Великой отечественной. Довольно корректно и достаточно объективно сделан зал.











































































































В общем, мне всё понравилось. Особенно хочется отметить гостеприимство (без иронии) местного населения и особенно персонала музея. Единственное огорчает, что аэродром Когул, с которого с 8 августа наша авиация летала бомбить Берлин, я так и не нашел. Собственно взлётная полоса давно заросла соснами (местные теперь там грибы собирают), а памятный знак я не отыскал, да и времени много не было. Хотя в городе много памятников Советской эпохи.
Вот примерно так я провел эти дни. Всё очень понравилось и масса хороших впечатлений. 

11 комментариев:

  1. Ответы
    1. Спасибо, Андрей. Места действительно, очень красивые.

      Удалить
  2. Очень красиво. Хотя меня от их трактовки истории второй мировой воротит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не совсем понимаю о чём ты? Политики и народ- это две разные вселенные. Шествия ветеранов вафен SS меня то же бесят! Но они так же не очень по вкусу и местным. Равно как и мне далеко не всё, если не сказать больше нравится в политике нашего правительства. А вот что касается терминологии, так меня в обще всё угнетает. ИСТОРИЯ -это наука и крутить ею не надо. Глупо. Она (история) вроде промолчит, а потом так..... ! Как то так, я думаю.

      Удалить
  3. Офигенно! Качественный обзор очень красивых и величественных сооружений и замечательных экспозиций. Интересно, в советское время это все существовало, или замок под строительную базу использовали? Я даже не подозревал о существовании такого великолепия, хотя, в свое время четыре года находился в Прибалтике. Спасибо, Алексей... Я расстроился даже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Валя, обрати внимание на кораблик. Он весь покрашен. Правда это их знаменитый торговый корабль. Но он переделан из галеона. Артиллерийские порты нижней палубы, просто заделаны, а на верхней частично. Но борта покрашены полностью.

      Удалить
  4. Валя, спасибо. Всегда рад поделится информацией!
    В советское время то же был музей и до этого то же. В этом году ему 100 лет. Правда в Эстонии в этом году в обще празднуется 100 лет государственности. Ну а музей был изначально, как исторический, а с 1992 года, как краевой. Ну а реставрация, их было три. Первая в начале ХХ века, вторая в 80-х годах. Ну и третья в Начале ХХI века.
    Ещё раз, спасибо за отзыв. Приятно.

    ОтветитьУдалить
  5. Присоединяюсь.Познавательно и интересно.Хорошая цель туда съездить.Честно говоря тоже открытие для меня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Петя. Ну хоть что то полезное я сделал! ;)) Просветил немного.

      Удалить
  6. Алексей, спасибо большое. С большим удовольствием читал и смотрел фото. Захотелось съездить :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кирилл, всегда пожалуйста. Для этого и пишу. Просто когда смотришь на всё на это, эмоции переполняют. Очень хочется, что бы и другие увидели.
      А так то всё можно и в интернете посмотреть и почитать.

      Удалить