воскресенье, 8 декабря 2024 г.

Взятие Тихорецкой.

 


 Взятие Тихорецкой.

     Приветствую, друзья!

   Сыграли очередную игру по правилам «Терновый венец». После поражения в последней игре моя душа требовала реванша. Поэтому ближайшая игра прошла по этим же правилам. Правда, Александр Чередниченко (триумфатор последней игры) не смог участвовать. Его с удовольствием заменил Андрей Крулев. И игра началась.

     Играть решили на 1000 кредитов по мотивам Второго кубанского похода (июнь-ноябрь 1918 года). Я решил задействовать в своем ростере Первый офицерский генерала Маркова полк, а когда у меня на игровой стол выходят марковцы, я перестаю сочинять сам, а отдаю слово настоящему русскому патриоту, талантливому писателю, историографу марковского полка, офицеру-марковцу — подполковнику Павлову Василию Ефимовичу. Просто берешь и кладешь текст его замечательной книги «Марковцы в боях и походах. 1918-1919 гг.» на события, произошедшие на игровом столе. Обычно (можно поискать в ленте мои предыдущие репортажи с участием марковцев) текст книги Павлова отлично ложится на сценарий игры. Исключение я не сделал и в этот раз. Но в этот раз я решил использовать работу Павлова и в предисловии, в описании исторических событий той эпохи, чтобы погрузить вас в тему. Вот, что у нас получилось:

***

« Таким образом, положение на территории России к началу июля 1918 г., т.е. фактическому началу 2-го Кубанского похода, было следующим.

  Центральная Россия с ее слабой центральной советской властью окружена с трех сторон враждебными ей силами: на западе Латвия, Эстония, Литва, Белоруссия и на юго-западе и юге Украина оккупированы австро-германскими войсками, готовыми двинуться вперед и раздавить большевиков, как только это будет им выгодно. На юго-востоке несколько десятков тысяч донцев успешно продвигаются на север и восток (при помощи немцев вооружением и снаряжением), очищая от красных свои пределы. На востоке новый враг, чехословаки и народная эсеровская армия, отвлекает на себя значительные красные силы. Кавказ почти лишен связи с центральной властью, но обладает значительными красными силами в несколько десятков тысяч бойцов. Наиболее опасная из них - армия Сорокина, свыше 30 тысяч бойцов, среди которых масса матросов. В южных пределах Донской области - значительно пополненная и отдохнувшая Добровольческая армия. Из опубликованной Декларации генерала Деникина видно, что армия не преследует никаких реакционных целей. Со всех концов Украины и Крыма в армию хлынули сотни идейных офицеров, честной, доблестной, интеллигентной молодежи, рвущейся в бой за освобождение Родины от красного ига. Немалое значение имело и присоединение к Добровольческой армии отряда полковника Дроздовского. Добровольческая армия насчитывает в это время в своих рядах до 8 тысяч бойцов, проникнутых верою в своих вождей, дисциплинированная, состоящая более чем наполовину из офицеров. Сила, хотя и небольшая по численности, но страшная по знанию военного дела (не достает его у большевиков), сплоченная, воодушевленная Великой Идеей Возрождения России. Положение Добровольческой армии в этот период из безнадежного становится крайне выигрышным. Перед нею раскрываются широкие перспективы. Нужно только правильно выбрать дальнейшее операционное направление к Москве и, в связи с этим, решить вопрос о своем отношении к Германии, предлагающей генералам Алексееву и Деникину через своего командира корпуса в Ростове свою помощь на условиях признания ими прекращения войны с Германией.

   Реальная политика требовала от наших вождей соглашения с немцами. Это давало сразу же Добровольческой армии блестящее исходное положение, а именно, возможность перебросить Добровольческую армию на север и западные границы, Всевеликое Войско Донское - на Московское направление, на непосредственную близость к Москве. Вряд ли советская власть, обладавшая тогда еще незначительной Красной армией, устояла бы под двойным нажимом: с юга - Добровольческой армии и Донской, а с востока - чехословаков и Народной армии. В этом случае Добровольческая и Донская армии имели бы позади ближайший обеспеченный немцами тыл - Украину и Дон. Будь это, может быть, судьбы России были бы иные. Восстановив же могучую Россию, можно было бы и пересмотреть свое соглашение с Германией. Подобное соглашение с Германией облегчалось еще и тем, что в то время настроение среднего и младшего офицерства было, безусловно, германофильское, как и вообще всей интеллигенции, перенесшей уже ужасы красного террора.

    Но... Вожди Добровольческой армии считали ее правопреемницей старой Русской армии и не считали для себя допустимым изменить старым союзным обязательствам. Они не желали идти ни на какие компромиссы в целях безусловных благ "реальной политики". Они считали для себя бесчестным держаться Бисмарковского правила - "в политике (внешней) честности места нет". Соглашение с немцами было отвергнуто. Добровольческая армия, а затем Русская армия остались до конца верны своим союзникам, но… эта верность всем нам, кроме массы разочарований, не дала ничего.»*

Бой за Тихорецкую.

Опять же, обращаюсь к книге Павлова В.Е.: «1 (14) июля. Около 5 часов занимавшиеся передовыми частями противника Николаевские хутора очищаются нашей авангардной ротой, причем противник отошел в направлении на железнодорожную линию Тихорецкая - Торговая. Немного спустя, противник опомнился и проявил намерение вновь занять хутора, тогда развернулся весь 1-й батальон и двинулся противнику навстречу. Противник повернул назад, взяв в общем направлении на станцию Тихорецкую.»* 

 .....   В течение часа приводим себя в порядок. От полковника Тимановского


 (Тимановский Николай Степанович, с 27 мая 1918 года — командир офицерского, позднее - 1-го офицерского генерала Маркова полка. Позднее генерал-лейтенант. Скончался от сыпного тифа 18 декабря 1919 года.) прискакал посыльный с категорическим приказом взять станицу и станцию Тихорецкую. В цепь выстраиваются оба батальона Кубанского стрелкового полка и наш второй батальон. Генерального штаба полковник Хованский, командир второго батальона, само спокойствие. Встает в цепь. В руках один хлыстик. Кобуру даже не расстегивает. Командует не громко, но так отчетливо, что слышат все: Господа, дистанция восемь шагов, цепью, пулям не кланяться! Покажем «Товарищам» строевой шаг русского офицера. Вперед — марш!» Словно по плацу, по пыльной степи идем, чеканя шаг. В резерве, на хуторах остался первый батальон полковника Плохинского и батарея поручика Боголюбского. Сделав несколько выстрелов по станции, наведя панику среди большевиков, батарея задробила огонь и осталась на хуторах.






    Наши цепи молча шагают по степи, противник не реагирует. Солнце палит все сильнее, разгорается очередной жаркий июльский день. Дружно поднялись на холмы. Открылась панорама станции и станицы вокруг. Там, словно муравьишки, маленькими черненькими фигурками суетятся большевики у вагонов железной дороги. Паровозы под парами. Мы ждали и опасались красного бронепоезда, но его нет.






   Но, все это слева. В центре одинокая рота нашего батальона (2-го марковского). А у нас, на правом фланге, другая картина. Прямо перед нами на вершину холма вылетает красный эскадрон, за ним другой. 









Разворачиваются красные тачанки. Наши цепи не останавливаются. Хованский не выплевывает из рта соломинку, только нервно стегает себя хлыстиком по голенищу изящного, до блеска начищенного сапога. И словно по команде залп сразу шести рот, двух наших и четырех рот кубанцев. Тачанка красных замолкает, едва открыв огонь. На землю, словно горох из перезрелого стручка, сыплются убитые и раненые красноармейцы с сёдел. Остатки эскадрона, едва пошедшие в атаку, предпочитают ретироваться. Второй эскадрон, не спешившись, открывает по нам ружейный огонь. В цепях небольшие потери. Мы отвечаем дружным залпом. Рявкнули сотни винтовок, второй раз, третий... Большевики не выдержали, повернули к станции, побежали. Мы едва видим их зады, а еще через мгновение и вовсе исчезают из нашего вида. По центральной роте открыла огонь красная артиллерия. В роте большие потери, но господа офицеры упорно идут вперед, предпочитая смотреть смерти в лицо, а не под ноги. Слева кубанцев пытается контр-атаковать красная пехота. От станицы не стройными цепями, напоминающими больше толпу, в поля пшеницы втягивается несколько сот большевиков. Это «гордость и опора» Троцкого - батальон «братишек». Моряки грозно идут навстречу кубанцам, грязно бранясь и постоянно путаясь в густой пшенице. От хуторов вперед выдвигается наша батарея. Мгновенно снимается с передков и прямой наводкой бьет по «товарищам». 









К артиллеристам присоединяются и стрелковые цепи кубанцев. У красных большие потери, но они упрямо лезут вперед. Доходит до рукопашной. Кубанцам достается крепко. У них большие потери, а орудия поручика Боголюбского молчат, не решаясь стрелять, боясь попасть по своим. Противники смешиваются. Но атака красных отбита. Матросики бегут к станции, боясь опоздать на последний эшелон. В догонку им ведет огонь батальон кубанцев, хоть и сильно потрепанный, но не сломленный.

    Мы, перевалив через холмы и разогнав бригаду красной кавалерии, продолжаем свое движение вперед. Со станции и с переезда по нам открывает огонь вся красная артиллерия. 






Две батареи большевиков, не жалея снарядов, осыпают нас шрапнелью. В цепях чувствительные потери. Передовые кубанские цепи замедляют шаг. Но мы продолжаем чеканить его, обгоняя замешкавшихся кубанцев. Хованский в такт каждому нашему шагу отбивает по своему голенищу хлыстиком. Видя замешательство кубанцев, он, наконец-то, выплёвывает соломинку и командует: «..Батальон! Песню!» И тут же две сотни наших глоток в едином порыве выдают «- Марш вперед! Россия ждет! Марковцы родные!....» - песня летит над цепями, заглушая вой и разрывы снарядов. Кубанцы приободряются и ровняют по нам едва сбившийся свой шаг. Слева, в центре наша рота уже миновала рощицу и поддерживает нашу атаку. По ней больше не стреляют. Огонь сосредоточен на нас. Разрыв! Еще разрыв! В цепях падают убитые и раненые, дистанция между бойцами в цепи увеличивается. Цепи редеют. Но живые, также отчетливо чеканя шаг, с песней упрямо идут на красные орудия. И тут большевики не выдержали. Побросав свои орудия, не сняв даже замки, они, словно тараканы в темном чулане, внезапно ощутившие свет открытой двери, бросились в рассыпную. Кубанцы, испытывая колоссальный внутренний подъем, переходят на бег и с криком: «Урааа!» бросаются догонять красных. А наш батальон все также четко выходит на артиллерийские позиции...

  Станция взята! И снова обращаюсь к строкам книги Павлова: «Авангард полка, 1-й батальон, без сопротивления со стороны противника занял станцию Тихорецкую. Это обстоятельство еще более ободрило лихо двигавшийся вперед полк, хотя никто не недооценивал сгруппировавшегося здесь противника и не упускал из вида того упорства, которое встретится в борьбе за этот пункт.

   Войдя в станицу Тихорецкую, полк получает тотчас задачу овладеть с северо-востока станцией Тихорецкой, перерезать путь отступления противнику на север и по железнодорожному полотну.»

***

Всё как по писаному! Сыграли с Андреем очередную игру. Как видите, получилось довольно исторично. 

После своего поражения в предыдущей игре от Александра Чередниченко, кстати, пользуясь случаем, я должен перед ним извиниться и опровергнуть сведения о перевесе кредитов в его сторону в прошлой игре. Он предоставил мне расписки своей армии и я готов согласиться, что перевеса не было и он АБСОЛЮТНО ЧЕСТНО меня разгромил. В комментариях к прошлому посту я также принес извинения. Так вот, возвращаясь к событиям этой недели. Полная победа белых и разгром противника. Так что сатисфакцию я получил. Победе, конечно, поспособствовали большие ошибки противника - от первоначальной расстановки и дальнейших действий. Впрочем, Андрей и сам прекрасно это знает. Разбор провели по горячим следам. Да он вроде не особенно расстроился. В любом случае игра получилась отменной и хорошее настроение осталось у всех участников и гостей. Нас в очередной раз посетил наш юный коллега Лаврентий Жеребор.

 Замечательный мальчишка. Он всерьез, как мне кажется, увлекся темой и усердно красит себе армию. Будем надеяться, что у него все получится. Тем более, что шефство над ним взял Александр Чередниченко в качестве наставника - «красителя». Вот  работы Лаврентия:


Ну, а у меня на сегодня все. Думаю, что это последняя игра в этом году на эту тему. Планирую еще как минимум провести одну игру. Но это точно не будет по мотивам Русской гражданской.

На сегодня, пожалуй, и все. Как всегда благодарю вас за то, что зашли, прочли и особенно за комментарии. А у меня всё! Пока!


* - В.Е. Павлов "Марковцы в боях и походах. 1918-1919 гг." изд. "Вече" серия "Окаянные дни. Москва ISBN:978-5-4484-0710-9; 448с.; 2019г.; 60х90/16; твердый; Бумага:офсетная



12 комментариев:

  1. В психическую идут! Цепями! Красиво то как). Спасибо за отчет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Да именно в психическую на артиллерию, а прикрыть её некому. Так что все очень исторично получилось. :)

      Удалить
  2. Спасибо за прекрасную игру! Я и правда не очень расстроился, поскольку получил очень объективные уроки за свои ошибки! Мотаю на усы, вынашиваю грандиозные планы! Было очень интересно. Я теперь твердо убежден, что данные правила очень хорошо сбалансированы, а такие элементы, как приказы и броски кубов на атаки и потери принципиально не меняют ничего. Безусловно это может повлиять на исход, но ТОЧНО не в первую очередь. Грамотная расстановка, верные взвешенные тактические решения - залог победы.
    Андрей Крулев.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Андрей и тебе за игру. Здорово. что ты видишь, а главное понимаешь происходящее. Рад, что учишься. А сам текст то тебя устроил? Все ли верно с твоей точки изложено?

      Удалить
    2. Ювелирно точно!

      Удалить
  3. Почитал, Красным не удалось повторить свой успех, ну ничего в следующий раз, а по поводу "как приказы и броски кубов на атаки и потери принципиально не меняют ничего" - вот с этим не могу согласиться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Юра. Соглашаться с чем то или нет, дело твоё. но главное это не мое мнение, а мнение моего противника. К стати ему на кубах везло зверски. Саша Чередниченко наблюдавший игру мне честно признался. что если бы ему так перло. то он бил бы меня регулярно! :))

      Удалить
  4. Ну хоть кто то верит в везенье на кубах.

    ОтветитьУдалить
  5. Ты сам написал выше Саша Чередниченко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я писал не совсем в этом контексте, ну да ладно. Может сам Саша и разъяснит своим комментарием?

      Удалить