Взятие Нового Оскола
Ну вот, друзья мои, и закончился отпуск. Я вернулся к своим обычным повседневным делам, жизнь плавно потекла дальше и, в череде этого, пора снова активно возвращаться к делам хобби, выходить на график игр. Так, в минувшую субботу отыграли с Александром Чередниченко очередной эпизод Русской гражданской войны по правилам «Терновый венец».
Играли не большим форматом, всего на 1100 кредитов. У Саши было четыре батальона пехоты, кавалерийский эскадрон с тачанкой, тяжелая артиллерийская батарея. У меня - пять батальонов пехоты и тяжелая батарея. Все войска имели разные характеристики от новобранцев до "цветных". Всё было довольно сбалансировано. Но, хотя формат был не большой, события на игровом столе развивались грандиозные. На этот раз я решил обойтись вовсе без кавалерии, тем самым удивить противника. А для сюжета был выбран поход «На Москву» директива А.И. Деникина от 20 июня (3 июля) 1919 года. И коль появилась возможность избавиться от дорогостоящей кавалерии, я сразу в свой ростер включил своих любимых Марковцев. Ну, а где марковцы, там сразу (в репортаже) всплывает имя замечательного летописца полка, подполковника — Марковца Василия Ефимовича Павлова. На этот раз отрывок из его книги послужит краткой исторической справкой.
На Москву!
… « 19 июня ген. Деникин отдал директиву, получившую название «Московской», в которой говорилось:
«Имея целью захват сердца России, Москвы приказываю: (Опускаются пункты, касающиеся Кавк. Добр. и Донской армий)
«Ген. Май-Маевскому наступать на Москву в направлении Курск - Орёл - Тула».
Время перехода не указывалось.
Но вот уже конец августа, а Добр. Корпус ведет бои на тех же местах, в то время, как Кавк. Добрармия наступает на север от Царицына, а на левом фланге взята Одесса, 17-го — Киев и фронт протянулся до польской границы. Правда, на участке Добр. Корпуса задержан удар 13-й и 14-й красных армий. К концу августа фронт Добр. Корпуса оказался значительно удлиненным не только к западу, но и к востоку: была добавлена полоса шириной до 50 верст по обе стороны линии Валуйки — Елец.
С ликвидацией Купянского прорыва, казалось, открылись возможности перейти в наступление. Так судили и Марковцы: им достаточно было одной недели полного отдыха, чтобы загореться стремлением вперёд. 1 полк уже насчитывал до 1800 шт. На фронте 1-й дивизии, от Корочи до Обояни, стояли теперь - 1-й Марковский, Черноморский конный, 1-й Корниловский, Кабардинский, 2-й Корниловский, Марковская инж. рота; в резерве — 2-й Марковский. Сила! Почему не наступать? Вправо от дивизии стоял особый отряд со Сводно — Стрелковым полком; влево — 3 дивизия. Корпус ген. Шкуро ушел на Воронеж.
Были и другие основания для наступления: скоро зима, враг ослаблен и, главное, он укрепляется. Говорили о «красной крепости — Курск» с окопами и проволокой. Конечно, Марковцы не сомневались, что в штабах вырабатывается план наступления, хотя сами совершенно не ощущали влияния этой подготовки.
Нач. штаба 1-й дивизии полк. Битенбиндер, пишет: «Когда мы разрабатывали план атаки укрепленной позиции у Курска, приехал ген. Кутепов, схватился за голову и категорически запретил атаку. Мы должны ждать, пока прибудет тяжёлая артиллерия, ибо без неё нельзя и думать об атаке укреплений Курска.
«Тимановский решил взять Курск внезапной атакой на свою ответственность. Он не был высокого мнения о духе защитников Курска и надеялся на своих Корниловцев и Марковцев.
«Я даже доволен, что атака будет проведена без согласия ген. Кутепова. По крайней мере Доставалов (нач. штаба корпуса) не будет знать времени начала атаки», - сказал ген. Тимановский.
И наступление началось 1 сентября; для Марковцев — 31 августа, когда 1 полк неожиданно выступил на север, выбил красных из села Толстое и в длительном бою занял Холодное; команда пеш. разведчиков выбила прот-ка из с. Холань. До 80 человек потерял полк в этот день. Его численность уменьшилась ещё и на 40 - 50 офицеров, отправленных с полк. Наумовым во главе, в Харьков на формирование 3-го Офиц. Ген. Маркова полка.
На следующий день, когда перешла в наступление вся дивизия, на 1 полк легла задача обеспечивать наступление с востока, где красные держали фронт у Нового Оскола. Задача как будто скромная, но ответственная.» …
Следующая глава у Павлова В.Е. называется «Атака «Красной крепости Курск», но мы же вернемся к штурму Нового Оскола, который и отыграли с Сашей в минувшую субботу.
***
Подошедшие на рассвете долгожданные подкрепления в составе трех стрелковых кубанских батальонов и мортирной батареи серьезно укрепили наши ряды. Поэтому решено было с марша провести атаку города, пока большевики не пришли в себя от вчерашних событий.
На ходу были составлены приказы и всем теперь уже пяти батальонам Марковской, теперь уже бригады предписывалось с марша атаковать город. Батарея же должна немедленно выслать в передовые цепи наблюдателя и, развернувшись на месте, открыть точечный огонь максимально поражая огневые точки противника для обеспечения благоприятного исхода атаки пехотных частей. Все распоряжения генерала Тимановского были блестяще выполнены.
Надо признать, что и большевики в этот день были весьма пассивны и немало поспособствовали успеху дела. Они жались к каменным строениям Нового Оскола, не решаясь контратаковать нашу пехоту. Что было нашим частям только на руку. Инициатива полностью принадлежала нам. Красные в центре города держали сильный резерв - морской батальон. По окраинам же разместили три пехотных, довольно слабых морально, батальона. И даже кавалерия была загнана на узкие улочки Нового Оскола. Свою же тяжелую артиллерию они, словно нарочно, выкатили на окраину, на всеобщее обозрение.
Это, пожалуй, и стало роковой ошибкой противника. Первый же залп Марковской батареи плотно нарыл артиллерию неприятеля. В результате она почти полностью была подавлена. Редкий огонь с красной батареи уже не представлял серьёзной угрозы наступающим нашим частям. Затем артиллеристы прикрыли наступающие цепи наших стрелков беглым огнем, обстреляв окраины городской застройки, где засела красная пехота. Это позволило четырем батальонам нашей бригады почти беспрепятственно ворваться в город, сблизиться с противником и штыком выбивать иго с позиций. Потери в атаке были не значительные. Больше страдали пулеметные команды батальонов.
Именно на них, в основном, концентрировали красные свой огонь. Ну, а ротные цепи почти без потерь громили в рукопашных атаках уже изрядно поредевшие и подавленные артиллерией красные части. Дом за домом, улица за улицей очищался Новый Оскол от красной заразы. К тому же слева один из кубанских пластунских батальонов начал охват города по флангу, стремясь отрезать возможные пути бегства большевиков.
В лихой атаке пластуны опрокинули батальон большевиков, прикрывавших это направление, и затем, вырвавшись на оперативный простор, казаки начали охват города, бои в котором уже кипели вовсю.
Марковская батарея, тем временем, уже перенесла свой огонь с окраин в центр города, по резервам большевиков. Это внесло дополнительную сумятицу. В рядах противника начиналась паника. И так не слишком серьёзное сопротивление ослабевало. В считанные часы, в результате лихой атаки, город был взят. Остатки красных спешно бежали к Курску, сея панику в собственных тылах. К полудню генерал Тимановский уже докладывал в штаб корпуса об освобождении Нового Оскола от большевиков. Дорога с юго-востока на Курск была открыта.
***
Вот так коротенько и прошла наша игра. Всё произошло действительно молниеносно. Этому способствовали удачные начальные приказы, выпавшие мне, потеря красной артиллерии на первом же ходу и странная пассивность неприятеля. Вообще, за Сашей такое не водится, но вчера он действительно действовал вяло и очень пассивно. Понятно, что ему не удавалось изменить приказ ни одному своему подразделению (кстати, мне тоже. Но мне не очень-то это было и нужно. Первоначальные приказы вполне работали. Хотел еще усилить натиск, но не смог) и они в одиночку противостояли волне моей атаки. Но хотя бы спешить кавалеристов и занять соседние дома он мог? А так кавалеристы гибли от губительных выстрелов на узкой улочке. То же с моряками. Как у Толстого в «Войне и Мире» полк князя Андрея при Бородино. Стояли в резерве и умирали от моей шрапнели. В общем, хоть и отыграли шесть полных ходов, в середине седьмого решили прекратить избиение в виду бессмысленности продолжения. Как заявил мой оппонент: «Я могу еще немного покусаться, но результат ясен» - и с ним сложно не согласиться. Прорыв полностью удался. И, не смотря на отдельное героическое сопротивление красных очагов обороны (одна из Сашиных рот отбилась врукопашную от трёх моих), судьба и её в конечном счете была предрешена.
Итог и выводы? Да всё как обычно, надо чаще играть и набираться опыта, ведь неделей ранее Александр блестяще разделался с довольно сильным белым отрядом под руководством Андрея Крулева. Ну, а вообще результатом стало хорошее настроение и удовлетворение от проведенной игры.
На этом, пожалуй, и закончу свой на удивление короткий репортаж. Но вроде все написано по существу? Впрочем, может и Саша, что добавит от себя (опыт написания репортажей теперь у него есть). Ну а вас, дорогие читатели, благодарю, как обычно, за то, что зашли, прочли и оставили отзыв.
Ну, а у меня на сегодня всё. Пока!






























































А что пишет по этому поводу известия и правда?
ОтветитьУдалитьНе знаю? Но сразу вспоминается анекдот. Объявление на киоске "Союзпечати" : "Правды" -нет! "Россия" - продана! Остался "Труд" - за 3 копейки! :))
УдалитьЭх... Опять без сюрпризов. Ну что ж, остается надеяться, что это не последний матч в сезоне. Александр, не сдавайся!
ОтветитьУдалитьДумаю, не последний, да и Саша не из тех, кто сдается! К тому же он постоянно все на "ус мотает".
УдалитьНадо нам с Сашей провести соместную операцию. Мне нужна хоть одна звездочка на борту...
ОтветитьУдалитьКонечно надо, не победимых не бывает.
УдалитьДействительно молниеносно. Марковцы - красавцы!
ОтветитьУдалитьДа, всё как то быстро и гладко в этот раз вышло.
Удалить