четверг, 25 января 2024 г.

Jeszcze Polska nie zginęła-5



Панцирные казаки.

    Прошло почти два года когда я касался в своем блоге темы польско-литовской армии Януша Радзивилла XVII века. Разумеется были на то свои причины. И главная — это поиск художника для постоянного сотрудничества. Те мастера которые закрывают мне «горящие» темы в расчет не иду, у них и так дел полно, а вот для постоянного сотрудничества пока не нашел. Но я не унываю. И вот сегодня представляю вам, друзья мои панцирных казаков Речи-посполитой.

    Начну, как всегда начну с исторической справки. Для большинства людей не погруженных в тему при упоминании о казаках в голове рисуется картина бесшабашных лихих молодцах  на лошадях с шашками да пиками. В общем — лёгкой кавалерии лишенной каких было защитных доспехов. Но в Польше в XVII веке (да и не только в Польше, а так же в Литве и России) было все не совсем так. Само слово казак имеет тюркские корни и означает — свободный, вольный, искатель приключений.  Люди вольные и смелые естественно были отличными наездниками и хорошо владели оружием. Так что они представляли лакомый кусок для любой армии.   Дело в том, что  для военной службы конкретно в польской армии для казаков существовал так называемый реестр. А служба давала многое, жалование, статус и карьерный рост. Далеко не всех брали на эту самую службу. Естественно, что любой казак буквально мечтал попасть в касту «избранных» для получения статуса и привилегий. Расширение реестра зачастую служило поводом для восстаний. Странная ситуация,То есть казаки воевали против поляков, чтобы попасть к полякам же на службу. Маразм полнейший, но это Польша XVII века и это логикой постичь невозможно. И так. численность "панцирных казаков" на протяжении шестнадцатого и семнадцатого веков варьировалось от 3 до 11 тысяч. При этом некоторые хоругви "панцирных" входили в состав "квартового войска" - постоянной королевской армии , а другие относились к тем самым реестровым украинским казакам. Попав в армию панцирные казаки соответствующе и снаряжались.Стандартный комплект реестрового панцирника включал в себя кольчугу особого плетения (кольца уплощенные, а не круглого сечения), т.н. "пансырь", шлем-прилбицу или мисюрку, саблю и какое-то оружие дальнего действия (лук). Изначально "pancerne kozacy" были лучниками, но в 1580 году коронный гетман Ян Замойский, в соответствии с веяниями времени и военной реформой Батория, заменил им лук на карабин и пару пистолетов. В результате получилось некое подобие немецких рейтар. Правда зачастую с луком казаки не расставались.

Но в отличие от рейтар панцирные казаки имели при себе еще и пику - полегче и покороче гусарской, но все-таки пику (а в дореформенный период - рогатину). Также в комплект обычно входил круглый щит-калкан, плетеный из смоквы и обтянутый кожей - на случай сабельной рубки, а то кольчуга все ж таки не кираса. Наличие кольчуги — панциря и другого защитного снаряжения, собственно и дало название виду этой кавалерии.

С чисто военной точки зрения это "средняя кавалерия", промежуточное звено меж легкой татарской и валашской конницей - и тяжелой "коронной", знаменитыми крылатыми гусарами. Именно с "крылатыми" панцирные казаки обычно и воевали в одной связке. "Бронированные гусары" копейной атакой прорывали вражеский строй, а панцирные казаки, следуя вторым эшелоном, довершали разгром - или прикрывали менее маневренных латников, позволяя им развернуться и уйти, если атака не удалась. Хотя "панцирные" могли при необходимости сражаться и самостоятельно.

Ну и раз у меня имеется гусарская хоругвь. Естественно в пару к ней мне была просто не обходима хоругвь панцирных казаков. Встречайте:


















Как и вся моя польско-литовская армия это фигурки производства ТАГ (для меня лучшего производителя фигур на этот период). Расписал казаков замечательный мастер Валерий Зенгер. Флаги не менее замечательного художника Михаила Бецкого. Базы. Как обычно, мои.

На мой взгляд работа удалась. Расписанные фигурки вполне передают настроение лихой кавалерийской атаки XVII века. Не знаю когда моя польская армия выйдет на игровой стол? Надеюсь что выйдет. Хотя работы по ней еще далеко не завершены. Всё же я с радостью вернулся ко временам семнадцатого века. Очень я по ним соскучился. Глядишь . Что эта работа придаст импульс и возобновятся игры по Тридцатилетней войне, по польскому Потопу? Ну а у меня на сегодня пожалуй всё. Надеюсь, что не очень утомил вас вводной частью и в ней было всё понятно? Вообще взаимоотношения поляков и казаков были настолько сложные, что для их описания не то что статьи - книги не хватит и в рамках поста не возможно их отразить в полной мере.

Спасибо, что заглянули и прокомментировали. Пока!

10 комментариев:

  1. Поздравляю!!! Симпатичное пополнение!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Миша. Мне то же нравятся. :)

      Удалить
    2. А московиты тоже планируются?

      Удалить
    3. У меня? нет. У меня отличные шведы есть! ;) Хотя у ТАГа русская линейка очень интересная.

      Удалить
  2. Я рад, что тебе удалось, наконец, вырваться из 20-го века. Я к фигуркам ТАГ отношусь спокойнее, чем ты. Но пополнение очень достойное. На работы этого художника я давно обратил внимание. Даже закладку себе сделал с его страничкой. Рад за тебя, Алексей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Леонид! Не стану интересоваться с какой целью закладка? Вроде ты у нас человек самодостаточный. Ну рад. что и наши вкусы совпадают.

      Удалить
  3. Ого! Восточный ренессанс - отличная тема. Классная работа. Лично меня только смущают не прокрашенные торцы флажков, белые края не очень ровно склеенные режут глаз и огорчают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не сыпь мне сахер на ....! Я и так три штуки загубил. Швы подкрашу, когда нервы успокою. :))

      Удалить
    2. Постараюсь. Жалко было труд Миши Бецкого! тем более. что это был подарок мне на день рождения!

      Удалить