воскресенье, 4 сентября 2016 г.

                        Второе сражение под Полоцком.

                                      Второе сражение под Полоцком.

...... Шел третий месяц войны. Войны, которую сразу же нарекли – ОТЕЧЕСТВЕННОЙ. Узурпатор вторгся в Наши пределы! Армии обьединенной Европпы многократно превосходили наши силы. Мы отступали два месяца подряд.
      Там, в центре России, под Смоленском, решалась судьба страны. Там, в штабах кипели страсти и плелись интриги. Эти события приковывали внимание всего мира. За ними внимательно наблюдали в Питербурге.
     А тем временем, Самой столице угражала не малая опасность. 10-й корпус Макдональда и 2-й корпус Удино общей численностью  в 60 000 человек двигались на Питербург. Дорогу на столицу закрыл 25000-й корпус графа Петра Христафоровича Витгенштейна. Первое столкновение не выявило явно преимущества какой-либо из сторон. Потрепав друг друга, русские отступили, а неприятель продолжил свое движение на восток. Русский корпус отступал. Неприятель наседал. Не было возможности собраться, перегруппирова0ьтся, перевести дух. И вот, на совете штаба, в селе Жерносеки, было принято решение оставить небольшой заслон в арьергарде.  Ему поручалось просто задержать неприятеля. Задержать как можно дольше. Это позволило бы основным силам отойти, отдохнуть и приготовиться к решительному бою.
   Командовать заслоном было поручено генерал-майору Тучкову Александру Алексеевичу.
Его малочисленный отряд  состоял из двух батальонов Муромского пехотного полка, батальона 21-го егерского полка, дивизиона Санкт-питербугских драгун, шести орудий, да сотни донских  казаков есаула Гадова 6-го.

        Оборону решили организовать вдоль топкого, безымянного ручья,  вытекающего из  Сердова озера у хутора Шлюбовщина. Муромский полк и артиллерия перекрыли единственную дорогу в Полоцк за мостом по берегу ручья. Справа – фланг прикрывало Сердово озеро, а слева, за болотцем, встали егеря и кавалерия.



Противника долго ждать не пришлось. На утро, 03 сентября, авангард неприятеля занял хутор и остановился перед отчаянным прыжком вперед.


 Увидев неприятеля, Тучков приказал квалерии атаковать правый фланг неприятеля, а егерям двинуться в сторону хутора. Рассекая воздух флюгерами пик, казаки и драгуны рванули вперед. Егеря медленно, держа строй двинулись в сторону Шлюбовщины. Противник не дремал. Навстречу егерям двинулись густые цепи баварских стрелков. Заговорила, наша артиллерия (правда дистанция была предельной и неприятель нес минимальные потери). Еще не отгремели первые шесть тактов барабанной дроби, а противник понес уже первые потери. Примерно также стремительно развивались события и на крайнем левом фланге. Навстречу идущим на рысях драгунам, «летели» польские уланы  !!! Два цикла ( с перемендным успехом) и... уланы отступают! А уставшие драгуны? Один эскадрон рвется вперед, в преследование, а второй, все же удалось остановить для отдыха.











     В этот момент произошло ключевое событие всего боя.
    Как черт из табакерки, из-за спины драгун, в преследование отступающих улан, пошли казаки.
 В драку с драгунами ввязались и баварские шевальжеры. Результат – очевиден. Свежий эскадрон шевальжер, при поддержке второго, классически вырезает зарвавшихся драгун первого эскадрона. Прорывает их строй и врубается в порядки второго эскадрона. Немецкий порядок! Казалось бы все?! Гибель русской кавалерии и триумф баварцев?! Как обычно, немцы были готовы возложить лавры на свои головы ценой гибели поляков. Но.... это –«НО».  Казаки принудили поляков  покинуть поле боя, тут же развернулись и атаковали с тыла шевальжер, идущих в прикрытии.........


В центре, пользуясь превосходством в оружии, и ранерием командира (майора Степанова) баварские стрелки заставили уклоняться, а затем и отступать русский егерский батальон. После поражения драгун и появления баварской кавалерии, егеря просто сбежали с поля боя.


Видя это, Тучков похолодел. Не прошло и часа, а бой проигран! Не пора ли стреляться? Ведь это позор. Позор потерять все ударные силы за один час. По сути теперь против полка и батареи бросались все силы авангарда противника.
     И снова это пресловутое – «НО». Вынудив русских егерей покинуть поле боя, потрепанный, но не сломленный, баварский эскадрон, встал на отдых. В этот самый момент второй эскадрон шевальжер с тыла был атакован казаками. Атака была столь неожиданной, что шевальжеры инстиктивно бросились спасаться, как дети под мамину юбку, в ряды своей пехоты. НАЧАЛОСЬ!  «Принцип домино»! Видя массу лошадей, передовой отряд стрелков (машинально) с дивизионом прикрытия строятся в каре. Ганимые казаками  в это каре влетает свой же эскадрон. В эту «кучу-малу» спешит еще один батальон резерва. Но паника! Паника правит балом! Казаки еще и не показались, а слух заставляет бежать с поля боя : эскадрон шевальжер, батальон стрелков и батальон пехоты. Все несут потери. Бедные казаки разрываются от обилия целей. Они скачут, режут.... а им даже никто не сопротивляется. Их всего 100, а от них бежит больше 2000 человек. Это 1 к 20? Дааа!...




      Только жуткая усталость не позволила казакам пленить всех бегущих.
      Такой поворот событий вернул Тучкова в реальность. Теперь стало ясно, что казаки, сотня, разрезала авангард на части. Перед мостом осталось 1,5 батальона баварцев дальше пустота и паника. Генерал воспользовался этим. Через мост, из первого батальона Муромского полка, были отправлены гренадеры.  Неприятель был осыпан огнем пехоты и артилерии. Бежал еще один дивизион баварцев. Дым рассеился и против моста стоял один баварский линейный батальон. Все вокруг бежали, отступали и в тылу КАЗАКИ.
    Постараюсь быть обьективным, к этому моменту на прорыв казаков были брошены все силы баварцев. Туда пошли отдохнушие шевальжеры (два эскадрона) и Гадов 6-ой принял решение уйти с поля боя.



    А баварская пехота, получив залп от артиллерии и встретив упорное сопротивление гренадер, ретировалось.
Нам даже не пришлось отступать. Отступил неприятель. Задача была выполнена, поле за нами, враг отступает.
 Сгоряча, Тучков 4-ый, хотел каждому казаку по ордену «Военного отличия» вручить, но поразмыслив, было принято решение, что каждый казак получит по 25 рублей ассигнациями, офицер по 150 рублей. Награждено: Георгиевскими медалями – все. Крестами – 25 человек (нижних чинов), Георгиями 3-й степени – все офицеры, а ессаул Гадов 6-ой жалован графским титулом, произведен в войсковые старшины и пожалован орденом Святого Георгия 3-й степени.
Так закончился этот бой. Следите за продолжением.


Участники:
                                                                Леонид Примаченко.  
За обдумыванием коварного плана захвата Санкт-Питербурга.
                                                                    Дмитрий Дворянский.
Наш безумный посредник.
                                                               

                                                                                       Огромное спасибо им обоим.