Joyeux anniversaire,
empereur!
Я уже неоднократно писал, не помню чью, но очень точную фразу: что большинство из нас (имеется в виду реконструкторов, игроков в исторический варгейм и пр.) выросли из шляпы Наполеона. Действительно, много кого я знаю, да и сам лично пришел к солдатикам именно под впечатлением наполеоновских войн. Войн той эпохи — грозы двенадцатого года. Поэтому с особым волнением я подхожу к играм по этой теме. На какое-то время наполеонику лично у нас в клубе вытеснили другие проекты. Но я очень хочу вернуться к этому периоду и потихоньку, шаг за шагом, мы идем к воскрешению этой тематики на наших игровых столах. Вот и вчера, на второй день после очередного дня рождения Наполеона, мы с Александром Чередниченко решили провести уже не первый тест правил «Черный порох». Встретились, сыграли. Ну в смысле по тестили новые для нас правила. Понимание по немногу приходит. Правда - это тест и смотреть на результат игры не стоит. Вываливаем почти все фигурки по этой теме на стол. Интересно просмотреть все возможные ситуации для изучения и понимания правил на практике. Поэтому победитель в данном случае не принципиален. Да он и вообще в наших играх не принципиален. Нет, конечно, приятно побеждать, но это всего лишь маленький дополнительный бонус к общему удовольствию от встречи с единомышленниками и самой игры. В данном случае, как можно всерьез определять победителя, если моя армия (французов) в 2,5 раза больше, чем армия моего оппонента. Но игра сыграна, репортаж написан и поэтому, по сложившейся традиции, представляю его вам.
***
Вечером 15 августа 1812 года Наполеон остановился в деревне Корытня, Смоленского уезда, в двадцати верстах к западу от Смоленска. Предыдущий день, 14 августа, Наполеон провёл у переправы через Днепр, в большом местечке Росасна, Горецкого уезда Могилёвской губернии, в имении князя Ксаверия Любомирского. Это была граница генерал-губернаторства Белорусского. В ночь с 13 на 14 августа сапёры (которыми командовал Жан-Батист Эбле, граф Империи), наладили у Росасны три моста через Днепр; 14 августа около ста тысяч солдат Великой Армии перешли эту переправу и вступили в Смоленскую губернию, то есть, собственно, в Россию. Впереди шёл корпус маршала Нея и Резервная кавалерия короля неаполитанского Иохима Мюрата. Все знают о подвиге 27-й пехотной дивизии генерала Неверовского, состоявшегося 14 августа 1812 года под Красным. Но наш рассказ не об этом.
На другой день, когда император с крутого берега Днепра взирал на переправу Великой армии, пехота Нея атаковала неприятеля уже в предместье Смоленска. И в день рождения императора одержала блестящую победу у села Журавки.
Еще затемно барабаны подняли французский лагерь на ноги! Пехота строилась в боевые колонны, кавалерия седлала своих лошадей. На рассвете дивизия дивизионного генерала Максимельяна Фуа покинула лагерь и направилась к Смоленску. Именно ему император предоставил честь первому войти в город. Следом должна была двигаться кавалерия: бригада кирасир Гитона и бригада лёгкой кавалерии Кольбера. Миновав небольшую деревушку Бредовку, дивизия широким фронтом вышла на просторную, холмистую равнину с небольшой березовой рощицей по середине. Вокруг рожью золотились поля крестьян, под стать куполам сельской церквушки в селе Журавки, маячившим впереди. Батальоны благополучно миновали четверть мили, как вдруг дорогу им перегородил русский арьергард.
Шесть батальонов пехоты с тремя полками кавалерии и артиллерийской ротой. Марш французов мгновенно превратился в атаку. Зычные команды капралов и дробь барабанов в мгновенье ока подтянула ряды пехоты. Французы — вперед! Но русские ощетинились штыками и дружно встретили противника ружейными залпами.
Первую волну наступающей пехоты атаковала русская кавалерия. По выдвинувшимся вперед кирасирским эскадронам 13-го полка ударила артиллерия. Закипел кровавый бой. В мгновенье ока русские сбили спесь с наступающего противника. С поля бежали один кирасирский эскадрон и два батальона 69-го линейного. Два батальона 76-го полка, бригады Франсуа Роге перестроились в каре, ожидая атаки русских гусар и донских казаков. Но русских было не много, да и первый шок прошел.
Французы подтянули свою артиллерию и после обстрела русских позиций вперед пошла вторая пехотная бригада генерала Виллатта. Шесть отборных батальонов. К тому же передовых отрядов русских достигла французская кавалерия. Кавалерия атаковала по флангам. Справа эскадроны 10-го конно-егерского атаковали белорусских гусар и батальон русских егерей. Те, не выдержав натиска егерей, покинули поле боя. На противоположном фланге кирасиры 11-го полка атаковали русскую батарею, сходу смяв её и батальон русской пехоты, предусмотрительно свернувшийся в каре. За всем этим действием безучастно наблюдали драгуны Санкт-Петербургского драгунского полка. Стойко перенося огонь французской артиллерии и пальбу егерей 6-го лёгкого полка. (Прямо как полк князя Андрея у Льва Толстого при Бородино). Драгуны так и простояли на месте до конца боя, не приняв в нем участия. А позже, от понесенных от огня потерь, покинули поле боя. Следом за кавалерией к сопротивляющейся русской пехоте подошла французская пехота. После короткого обстрела русских батальонов, французы бросились в атаку на штурм русских батальонов. Русская пехота свернулась в батальонные каре, пытаясь отразить натиск превосходящих сил противника. Ведь на каждый русский батальон приходилось по два французских.
Дело в том, что после обстрела часть русских сил не выдержала огня и начала отступать, бросив на произвол судьбы своих оставшихся товарищей. Первыми поле покинули казаки. Оставшиеся в передовой линии русские фузелеры стойко сражались, но, не выдержав натиска, были вынуждены ретироваться. Натиск французов был страшен! Все дело заняло не более трех часов, по истечении которых в поле осталось единственное каре русской пехоты, обложенное со всех сторон французами. Дело было сделано, а из Журавки в Корытню, в ставку императора, полетело короткое донесение - Joyeux anniversaire,empereur! (С днем рождения, император!). Дорога на Смоленск была открыта. Но в город уже входили части 7-го русского корпуса генерала Раевского и в последующие два дня с новой силой гремело генеральное сражение.
***
Вот так прошла наша битва. Как уже писал в начале, в данном случае результат не важен. Важно понимание процессов и механики игры. А тут все потихоньку встает на свои места. Игру полностью вел Александр и прекрасно с этим справился. Видимо, теперь он и займется активным продвижением этой темы у нас в клубе, а я ему в этом всячески помогу. Ну, что ещё? Наполеоника на столе — это прекрасно! Яркие мундиры. Строгие «коробки» подразделений, дым разрывов и весь стол в фигурках. Всё, что я хотел. Зрелище превосходное, настроение великолепное и быстро. Да, сыграли очень быстро. Всё действо уложилось в три хода и примерно в три часа времени. Следующая игра, надеюсь, пройдет уже при сбалансированных армиях и тогда подтвердятся или будут опровергнуты мои догадки. А догадки следующие: первая, перед каждым ходом бросается кубик на инициативу. И игрок, получивший это право, получает колоссальное преимущество. По сути можно выиграть бой на первом же ходу. Понятно, что при определенном стечении обстоятельств и прочее. И второе, слишком большое расстояние преодолевают подразделения за один ход. У нас вполне приличный стол шириной в 72 дюйма. Так вот, опять же при определенных раскладах, пехотный батальон сможет его пройти от кромки до кромки за два хода. А если учесть, что батальон располагается в двадцати дюймовой зоне, то судите сами. Но все это надо проверить в равных условиях для противоборствующих сторон. Ну, а потом, видимо, придется приступить к корректировке и адаптации правил. Но в целом правила вполне лёгкие для восприятия и не плохо передают веселость и бесшабашность эпохи (если угодно — романтизм того времени).
Ну вот, как-то так. Такой получилась наша игра и такое послевкусье она оставила. Будем продолжать. Надеемся на то, что кто-нибудь из соратников еще к нам присоединится и мы увидим на столе не только русских и французов. Ну а пока, позвольте откланяться.
У меня на сегодня все. Как обычно, спасибо за то, что прочли и отдельно за комментарии. А я прощаюсь с вами до следующего поста. Пока!
P.S. Да, еще одно. Начало-то репортажа вполне исторично: про Корытню, Днепр и Неверовского, а вот событий этого боя никогда не было. Почти вся моя французская армия "построена" на испанскую компанию 1812 года и в России никогда не была, пожалуй только за исключением 11-го кирасирского полка. Так что бой - это плод исключительно моего воображения и событий, произошедших на нашем столе.