1-й Лабинский
генерала Засса полк
Кубанского казачьего войска.
(2 часть.)
Привет друзья! Продолжаю вас знакомить
с Лабинским конным казачьим полком, вошедшим в состав моей игровой армии. На
очереди вторая сотня. Николай Князьков недавно закончил работу над ней и после базирования я готов
представить эту работу вашему вниманию. Ну а небольшой текст я решил посвятить
первому командиру полка, возрожденному в рядах белой армии.
И так, первым
командиром полка стал подъесаул Дмитрий Максимович Козлихин. Дмитрий Максимович Козлихин, а в некоторых документах его фамилия
пишется как Козликин и Казликин, – из старинной казачьей семьи, уроженец
станицы Попутная Лабинского отдела Кубанской области.
«На Дмитрия Максимовича Козлихина в Госархиве хранится
персональная карточка Героя Первой мировой войны. На военной службе с 1902
года, с августа 1914 г. воевал на Австро-Германском, с декабря 1915-го на
Персидско-Турецком, с января 1917-го снова на Австрийском фронтах. Командовал
казачьей сотней. Георгиевский кавалер. 9 высоких наград: Георгиевские медали 3
и 4 степени, Георгиевские кресты 4, 3 и 2 степеней, (солдатские) ордена святой
Анны 4 степени «За храбрость», святой Анны с мечами и бантом, святого
Станислава 3 и 2 степеней с мечами и бантом. В представлении к наградному листу
записано: «Родился в 1880 г., вероисповедания православного. Сословие: из
казаков станицы Попутной Лабинского отдела Кубанской области. Образование – 5
классов Реального училища... В 1918 году он возглавил восставших казаков
станицы Попутной, сформировал отряд, принял на себя командование 1-м Лабинским
полком. Во время Гражданской войны его имя было связано с полковником Шкуро...»
Вот как он выглядит в моей
армии:
Вот что пишет А.Г. Шкуро о Д.М. Козлихине:
« Я решил пробиваться через Ставропольскую губернию на соединение с генералом Деникиным. Чтобы пробиться в Ставропольскую губернию, мне нужно было пересечь линию железной дороги, по которой постоянно курсировали броневые поезда. Для отвлечения внимания большевиков я решил провести две демонстрации: одну – 1-м Лабинским полком у Баталпашинской, другую – одними разъездами – у Курсавки.
Весь мой остальной отряд должен был сосредоточиться в Воровсколесской, откуда затем броситься на пересечение железной дороги... Выслав по обыкновению один полк в тыл, я погнал красных, нажимая с фронта. Брошенный в тыл 1-й Лабинский полк под командой есаула Козликина дошёл до самой станицы Баталпашинской и, ворвавшись в неё ночью, достиг станичной площади и открыл там стрельбу.
Наполнявшие станицу красноармейцы бежали в панике к мосту через реку Кубань, оставив на произвол судьбы всю свою артиллерию и обоз. Открыв огонь по мосту, лабинцы положили там около 1500 большевиков. Затем Козликин вышел из Баталпашинской, не подобрав трофеев, и двинулся к Воровсколесской, куда тем временем прибыла, уже направленная раньше, пластунская бригада. Если бы Козликин был энергичнее и распорядительнее, он не только забрал бы всю артиллерию красных, но поднял бы и мобилизовал громадную Баталпашинскую станицу, присоединение которой вызвало бы тотчас же восстание всего Баталпашинского отдела. Вооруженный артиллерией и имея за собой Баталпашинский отдел, я представлял бы собой столь грозную силу, что мне не потребовалось бы уходить в Ставропольскую губернию, а, наоборот, я мог бы тотчас сам атаковать красных, овладеть группами, соединиться с терцами и, поставив между своей и Добровольческой армиями действовавшие против генерала Деникина красные войска, раздавить их в короткий срок. Вся кампания сложилась бы иначе.
Козликин оправдывался тем, что Лабинский полк, состоявший из казаков, незнакомых баталпашинцам, был встречен ими недоверчиво и не мог рассчитывать на присоединение к нему местного казачества. В этом, конечно, была доля правды, но если бы, задержавшись в Баталпашинской, он связался со мною, дело пошло бы иначе. Факт же невзятия им брошенной красными артиллерии совершенно необъясним и непростителен».
Кроме воспоминаний А.Г. Шкуро, личность Д.М. Козликина упоминается в воспоминаниях других участников Гражданской войны. Есть в интернете книга «Дневники казачьих офицеров», в ней представлены воспоминания П.М. Маслова – «Начало борьбы против большевиков. (1918)», где он рассказывает о встрече с отрядом Козликина. В книге есть примечания, в частности, о Д.М. Козликине сказано:
« Козликин Дмитрий Максимович – р. в 1880 г., из казаков ККВ. Великую войну начал подхорунжим 1-го Хопёрского Е.И.В. Великой Княгини Анастасии Михайловны полка ККВ, произведён в офицеры за боевые отличия (1915), сотник того же полка (на 5 марта 1917 г.). В Добровольческой армии и ВСЮР, подъесаул, командир 1-го Хопёрского полка в отряде Шкуро (1918), войсковой старшина, командир дивизиона 1-го Лабинского полка (март 1920 г.)».
(Дневники казачьих офицеров /Составление, научная редакция, предисловие, приложения, комментарии, подбор иллюстраций П. Н. Стрелянова (Калабухова). – М.: Центрполиграф, 2004. – 362 с. – Тираж 3000 экз. – ISBN 5-9524-0731-5)
Ну а вот бойцы бравого есаула в моей армии. Это вторая сотня. В ней одновременно служат казаки нескольких призывных возростов. Одиночные и групповые снимки:
На мой взгляд отличная работа?! Вскоре я представлю третью сотню полка. Ну а на сегодня Всё.
Поздравляю ,дружище с пополнением.Хорошо покрашены фигурки получились.
ОтветитьУдалитьСпасибо, дружище! Мы с Николаем старались! ;) Но тут еще и фигурки отличные. Ты как никто об этом много знакшь.
УдалитьАй да хороши.... Мои искренние поздравления дружище👍👍👍
ОтветитьУдалитьСпасибо, Андрюха! Фигурки и вправду - хороши.
УдалитьЯ так понимаю, казаков мало не бывает? 8)))
ОтветитьУдалитьМожет эти ребятки помогут сломить хребет расправляющему плечи большевистскому богатырю
Ну, да, Денис! Основа белой кавалерии - это казаки. Против чего активно выступало много военачальников, барон Врангель например. К стати одна из причин поражения белого движения - это иррегулярная кавалерия. Они то воюют, то не воюют. За частую, дальше своей станицы идти не хотят и т.д.
УдалитьНу а для игры, обязательно помогут. Это верно.
Очень понравилось. Хороши казаки.
ОтветитьУдалитьСпасибо, дружище. мы старались.
УдалитьС пополнением! Чего-то у вас скирмиш по ходу переваливает за рамки такового, правила держат такое количество юнитов?
ОтветитьУдалитьСпасибо, Дима за комментарий. Но по RCW(по нашей Гражданской войне) мы вовсе не скирмиш играем. Все условно. Рота от 5 до 10 фигурок. Эскадрон от 8 до 10. Какой же тут скирмиш? А войска я собираю вовсе не с целью все вывалить на стол в один прекрасный момент. А для большей вариативности . они у меня натолько разные, что вряд ли половина сможет выйти с другой. Это будет противоестественно. И для меня не приемлемо.
УдалитьВсё понятно теперь. Ну про накопительную армию я согласен. Так же теперь делаю, когда основа уже есть, можно и разнообразием заняться. Я теперь тоже буду в основном накрашивать фигурки, которые будут меняться в играх, все равно почти всегда выдуманные бои играем.
УдалитьЕсть БАЗА, а дальше уже разнообразишь. Всё верно.
УдалитьБородачи на фоне остальных выглядят брутально. Численность сотен были постоянные или варьировались согласно поставленным задачам. А с чем связан дефицит регуляной кавалерии у "белых"?
ОтветитьУдалитьСпасибо, Миша. По правилам - казачья сотня 6 - 8 фигурок, армейский эскадрон 6 -10. Все зависит от игрока.
УдалитьНу а дефицит армейской кавалерии связан с экономикой и разрухой в стране. У казаков кони свои, а где взять коней (строевых) в масштабах армии в разоренной стране?
Это время и не дает мне "спокойно спать" от осознания катастрофы постигшей Родину. И в играх, я пытаюсь понять всё, что тогда происходило с обычными людьми.
В обще тема неоднозначная, и рамки комментария не дают возможности объяснить да же свою точку зрения.
Шикарные казачки! Алексей, балуешь нас красотой и информацией. Так держать!
ОтветитьУдалитьНу а тема ГВР все еще неоднозначна, вот пройдёт лет 200, и все разложится по полочкам. Если «фоменковцы» все не перекрутят;)
Спасибо, Дима. Мы стараемся.
УдалитьНу а тема ГВР (как ты это называешь) разложится по полочкам после завершения. А пока конца не видно.