вторник, 3 сентября 2024 г.

Операция «Диршау»

 

Операция «Диршау».

     И так, на дворе первое сентября. Грех пропускать такую дату в истории. Тем более, что есть правила и игровые армии на Вторую мировую войну. В общем, у нас - «Снова в Польшу». Играть решили сценарий на самый первый день войны. День в войне был насыщенный и не однозначный. Поляки отчаянно сопротивлялись. Во многих местах немцы отступили и даже были местами биты. Я предложил своему оппоненту (Юре Боярину) на выбор три наиболее ярких, на мой взгляд, эпизода военных действий в этот день. 1-й сценарий: 4-й армии Ганса Гюнтера фон Клюге, наносящей удар из Померании в направлении Восточной Пруссии (в створе данцигского коридора). 2-й сценарий: Встречное движение 3-й армии Георга фон Кюхлера в Юго-западном направлении. 3-й сценарий: Наступление 10-й армии Вальтера фон Рейхенау. Удар самой мощной германской армии из Района Бреслау на Северо-восток (на Варшаву). Каждый из сценариев подразумевал свои особенности. От использования дополнительных танков, до их полного отсутствия, ну и т. д. Принятие окончательного решения я оставил за Юрой. И он выбрал второй вариант.

Напомню — это наступление с территории Восточной Пруссии. Конкретнее, проведение операции «Диршау». Сценарий весьма интересный. Дело в том, что Восточную Пруссию с Рейхом связывала 100 километровая железная дорога, которая проходила по территории Польши, так называемого польского коридора и землям Вольного города Данцига. Дорога эксплуатировалась в особом режиме и обслуживалась польскими сотрудниками. Как вы понимаете, дорога имела стратегическое значение, но на своем пути она пересекала широкую Вислу у города Диршау (совр. Тчев (Tczwe)). Через реку был переброшен длинный мост. Мост, естественно, имел большое стратегическое значение, но в то же время был самым уязвимым объектом.


Немцам во что бы то ни стало надо было захватить и сохранить мост. Поляки, естественно, в случае начала войны, намеревались его взорвать. Еще летом этот мост, как и другие, более мелкие мосты через Вислу, был заминирован, но кабели проходили по берегу, на поверхности земли. Причем лежали абсолютно открыто. Немцы об этом прекрасно знали. Для захвата моста немцы разработали специальную диверсионную операцию под кодовым названием «Диршау». Суть её сводилась к внезапному захвату и разминированию моста немецкими саперами, доставленными туда (на мост) регулярным товарным поездом. Поезд должен был попасть на мост за 15 минут до официального начала войны. За 10 минут на пункты управления и инженерные сети должен был быть совершен авианалет. Летчики, задействованные в операции, специально, еще в августе, несколько раз проезжали под видом туристов по мосту и прекрасно были осведомлены о будущем театре воздушной атаки. Одновременно планировалась выброска воздушного десанта. Вслед за регулярным составом по железной дороге шел немецкий бронепоезд с аналогичной, как и у десантников, задачей - прикрытия работы саперов и отвлечения на себя польских сил. С севера, из района Данцига, к Диршау перебрасывался батальон СС (SS Heimwehr Danzig). 


Для проведения операции создавалась специальная группа под командованием полковника инженерных войск Герхарда Медема в составе:

группа"Медем" (Gruppe Medem)

Штаб 541-го сапёрного полка особого назначения (Pionier-Regiments-Stab z.b.V. 541) (одновременно штаб группы "Медем")
командир штаба - полковник Герхард Медем (Medem)
1-й подучасток (батальон) пограничной охраны 1-го участка (полка) пограничной охраны (1. Unter-Abschnitt / Grenzwacht-Abschnitt 1)
1-я рота
2-я рота
запасный пехотный батальон (Infanterie-Ersatz-Bataillon)
1-я рота
2-я рота
3-я рота
536-й тяжёлый моторизованный артиллерийский дивизион (schwere Artillerie-Abteilung (mot.) 536) --> 2.09.1939 г. передан в состав сводного соединения "Данциг" (бригада "Эберхард" - VerbДnd-Danzig (Brigade Eberhardt))
1-я рота 41-го сапёрного батальона (1. / Pionier-Bataillon 41) - лейтенант Гейнц Гакен (Хакен, Haken) (вр.и.д. командира роты)
2-я рота 41-го сапёрного батальона (2. / Pionier-Bataillon 41) - капитан Хорст Эйхштедт (Айхштедт, EichstДdt). 
Бронепоезд № 7 и поезд транзитных грузов N 963 (TransitgЭterzug).

   Операция начиналась за несколько минут до официального начала войны, предусмотренного планом «Вайс» (04:45), с атаки штурмовиков на инженерные коммуникации. Затем высадка парашютного десанта и, наконец, бросок основных сил группы по железной дороге через демилитаризованную зону Данцига при поддержке бронепоезда. Операция уникальная. Во-первых, она началась чуть раньше официального начала войны, т.е. первых выстрелов с броненосца «Шлезвиг Гольштейн». И поэтому первые выстрелы Второй мировой прозвучали не в данцигской бухте, а в районе моста в Диршау. Во-вторых, тут произошла первая воздушная атака. В 4 часа 30 минут (01.09.39) над мостом появились три немецких пикирующих бомбардировщика “Ju-87” под командованием обер-лейтенанта Бруно Диллеи, два других Ju-87B пилотировали лейтенант Хорст Шиллер и унтер-офицер Герхард Гренцель. Самолеты несли по одной 250-кг бомбе под фюзеляжем и по две 50-кг бомбы под каждой плоскостью. Несмотря на сильный утренний туман, закрывавший землю, они безошибочно вышли к мосту у Диршау. Пройдя над Вислой на высоте 10 метров, Ju-87B , набрав высоту, сбросили бомбы на свои цели. Бункеры управления взрывом были уничтожены, а электрические кабели, ведущие к мосту, перебиты. После чего самолеты вернулись без потерь на свою базу в Эльбинг (ныне Эльблонг). Ну, а туман и низкая облачность, окутавшая землю в то первое военное, осеннее утро, видимо не позволила выбросить первый воздушный десант. Во всяком случае я нигде не нашел подтверждения действий парашютистов (хотя планы, безусловно, были). В общем вся тяжесть опять легла на пехоту и саперов 21-го армейского корпуса. Исторически, немцы зашли на мост, но поляки под командованием подпоручика Юхтмана, примерно в 06:10, взорвали его.

 Это произошло через 1 час 25 минут после первого выстрела с учебного броненосца в Данциге. Правда, эта первая неудача немцев никак не повлияла на исход кампании. Не сильно повлияла и  на сообщение Рейха с Восточной Пруссией. Но факт остается фактом. Поляки взорвали все мосты через Вислу в первый день войны.

    А вот, что получилось у нас. Мы, конечно, взяли армии поскромнее исторических. Набрали на 1800 кредитов. Играем без танков. У поляков артиллерия и легкая бронетехника, у немцев авиация и те же бронетранспортеры. Задача. Немцам - захватить пункт управления взрывом (маленькая деревянная будка КПП на переезде) и не дать взорвать мост.


 Полякам - защитить или уничтожить мост. Победой для немцев будет считаться захват пункта управлением взрывом на польском берегу.



                                                                             ***

Паровоз дал длинный гудок. Состав судорожно передёрнулся, звякнув буферами сцепок. Скрипнули колеса и вагон за вагоном медленно покатился вперед. Обер-фельдфебель первой роты 41-го пионерного батальона Юрген Курц, зябко поёжившись, еще больше втянул стриженный затылок в ворот своего кителя. В щелях товарного вагона, в котором Юрген со своим взводом отправлялся на выполнение особо важного задания, промелькнули последние огоньки пограничной станции Мальборк. Тут должна смениться паровозная бригада и, через 18 километров демилитаризованной полоски земли вольного города Данциг, начаться польская территория. В вагоне стало совсем темно и тихо. Только постукивание колес на стыках и позвякивание сцепок. Все молчали. Не смотря на строжайший запрет курения в пути, пахло табаком. Саперы курили в кулак, огоньков сигарет не было видно. «Нервничают!»- подумал Юрген. Да и как же по-другому? Впервые едем на настоящее дело. В вентиляционном окне, под самым потолком вагона, забрезжил рассвет. Юрген прильнул к одной из щелей в стене, пытаясь рассмотреть хоть что-нибудь на улице. Тщетно. Утренний туман плотно окутал землю. Зябко и промозгло на улице и в холодном вагоне. Курц посмотрел на наручные часы. Фосфорицидные стрелки армейских часов показывали четверть четвертого утра. В голове опять мелькнула тревога. Вспомнилась мать и невеста Марта. Проводы на службу в Вермахт. «Есть еще 15 минут до начала» - мелькнуло в голове фельдфебеля. Он снова погрузился в сладостные воспоминания.... 





   Резко дернувшись вперед, вагон остановился! Где-то в тишине ночи, очень далеко, но приближаясь, послышался гул самолета. Все в напряжении замерли. Юрген снова потянулся к щели вагона, чтобы взглянуть на улицу. Но тут, внезапно, почти шепотом, но услышали все, из угла вагона раздалась команда ротного командира (обер-лейтенанта Гейнца Хакена): «Achtung!». 



В ту же секунду по вагону ударила пулеметная очередь. Подгнившие доски обшивки вагона с треском разрывались пулями. Саперы прильнули к полу, но ротный, уже не стесняясь, во всю глотку орал: «Вперед!». Завизжали ролики на воротах вагона с обеих сторон, в темноту вагона ворвался серый утренний рассвет. Юрген первым, словно на учебном полигоне, пружиня от пола, подскочил к двери, показывая пример солдатам своего отделения, оттолкнулся от порога вагона и …...

   .... Дальше всё! Темнота. Пустота....

   Он даже ничего не почувствовал, шесть пуль из польского пулемета буквально прошили его молодое крепкое тело. Четыре из них были смертельны. Тело фельдфебеля безвольно, потеряв стройность, словно мешок, плюхнулось на щебень железнодорожной насыпи. Вот так, еще за 10 минут до своего начала, война начала собирать свой кровавый урожай.



. А лейтенант все кричал и кричал, поднимая людей в атаку, стараясь переорать шум выстрелов, разрывы гранат и отчаянные стоны первых раненых. Словно горох из перезрелого стручка, саперы высыпали из вагона. Пулеметное гнездо поляков, так метко сразившее фельдфебеля, было мгновенно подавлено (справа от вагона). С другой стороны саперы буквально выжгли огнеметом польскую охрану моста.




 

С противоположной стороны Вислы грохнули почти синхронно три польские пушки. Их поддержали дружные залпы винтовок и пулеметные трели. К счастью, орудия промахнулись, видимо, утренний туман, а пехота нанесла саперам незначительный урон.





 Паровоз коротко свистнул. Выпустил клубы белого пара и продолжил свой путь вперед-через мост, выводя состав из-под артиллерийского обстрела. К тому же, как выяснилось чуть позже, из поезда десантировались только саперы. В вагонах в хвосте размещались солдаты 118-го запасного пехотного полка и они пока оставались внутри . В небе над мостом появились немецкие штурмовики. Один из самолетов  прошел низко, над самой рекой. Затем, перед самым мостом, взмыл в воздух. Набрал высоту и оттуда, пикируя, обрушился на подходящие к Висле польские подкрепления. Атака удалась. Метрах в трехстах, не добравшись до моста, запылала польская танкетка.




Состав уже прошел мост и из последних его вагонов выпрыгивали солдаты запасного полка. Сходу вступая в бой, они подавили два из трех польских орудия, перебив всю прислугу, но и сами вынуждены были залечь под огнем противника. Бой разгорался. Польские минометы и снайпера обстреливали саперов на восточном берегу. Тяжелая гаубица и польские ветераны пытались скинуть в Вислу уже переправившихся солдат противника. К слову, порыв было уже не остановить. Часть саперов, укрепившись на восточном берегу, под прикрытием своего пулемета, вполне успешно подавляла противника огнем. Остальные, пользуясь тем, что мост все еще стоит на месте, переправлялись на западный берег. От туда уже доносился зычный командный голос ротного Хакена, призывающего бойцов к действию. Поляки в спешке начали переброску дополнительного подкрепления.












 Из Диршау к мосту отправился еще один польский взвод с бронебойщиками и бронеавтомобилем. Наверное, очень не просто было бы десанту, не появись вовремя механизированная группа 118-го полка. В пылу сражения поляки оставили без внимания и прикрытия второй, небольшой деревянный мост через Вислу. Этой ошибкой не замедлил воспользоваться противник. К мосту подъехала немецкая разведка - бронеавтомобиль, мотоциклисты и взвод пехоты на бронетранспортерах. 



















С ходу форсировав Вислу, немцы вступили в бой. Польское подкрепление из Диршау было застигнуто врасплох, в чистом поле. Немцы, защищенные броней своих бронеавтомобилей, словно в тире расстреливали врага из пулеметов. Затем прижатого и деморализованного противника без труда забирали в плен. Прошло несколько часов. Польские солдаты отчаянно сопротивлялись, но их командование уже утеряло нити контроля над ситуацией. Сопротивление было очаговым, пока живы были офицеры, и эти очаги быстро купировались немцами и вскоре подавлялись огнем. Подтянутые на восточный берег немецкие минометы добавляли паники в польские ряды.



 Вскоре от их огня погиб поручик Юхтман — комендант участка, и польская оборона окончательно рассыпалась. Поляки потеряли и третье орудие, и миномет. Остатки пехоты сбивались в кучу в районе пункта управления взрывом, но провода были перебиты и взрыва не последовало. Бой превратился просто в избиение. Остатки польского гарнизона были прижаты к земле огнем со всех сторон. Все офицеры погибли или были ранены, управления не было, и к десяти утра поляки сдались.








 Мост остался цел. Изрешеченный десантный состав отогнали на станцию в Диршау. По мосту прогрохотал бронепоезд. С ним прибыл руководитель операции полковник Герхард Медем. Обер-лейтенант Хакен доложил ему о блестящем выполнении задания. О захвате моста и города Диршау. Доложил о том, что все офицеры группы живы, потери незначительны. Всего 12 убито (среди них обер-фельдфебель Курц) и 35 ранено. Польский гарнизон полностью уничтожен, а остатки пленены....

***

Так прошла наша версия операции «Диршау». Игра получилась очень интересной и весьма историчной (за исключением результата). результат на кубиках потерь (надо учесть, что один мой "желты" - это авиация. я её не потерял, а она одноразовый кубик).


 Польские солдаты действительно дрались отчаянно. Но тактические ошибки их командования и, прежде всего, без инициативность привели к такому результату. К тому же они предпочитали обстреливать разные цели, не концентрируя огонь на одной. Порой не знали, что делать, и жались к будке управления, как к родной матушке. Немцы наносили планомерные удары, концентрируя огонь на наиболее опасных отрядах. Уничтожив их, переходили на другой и так далее. Ну, а роковой ошибкой, на мой взгляд, стало полное игнорирование второго моста. Мои резервы по сценарию должны были появиться только на третий ход и можно было подготовиться. Но Юра не воспользовался этим. Впрочем, игра все же получилась весьма увлекательной. Все, включая зрителей, получили удовольствие и массу позитива.


 А я еще и персонального «кровника» - Юра обещал жестоко отомстить мне в ближайшей же игре! (шутка).


Пожалуй, на этом стоит и закончить. В общем, кто как, а мы вот так встретили Первое сентября.

Спасибо всем, кто заглянул, посмотрел фото и особенно тем кто прочел до конца, оставив комментарий. А у меня на сегодня всё!

Пока.

18 комментариев:

  1. Репортаж очень понравился, и историческая часть как то тоже зашла хорошо. Странно что такой результат на кубах, Юре судя по всему не везло на кубах, хотя Алексей отрицает понятие "везенье" в игре!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Юра. Я не отрицаю везенье. Я просто считаю, что кубы не все решают. Везет или не везет на кубах - это не главное.

      Удалить
  2. Очень интересный репортаж!

    ОтветитьУдалить
  3. После драки конечно руками не машут, но опосля игры понятно, что я допустил ошибки уже на стадии расстановки. Ну и Штука внесла свою грязную лепту)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На ошибках учатся, дорогой Юра! Главное здорово сыграли! Удовольствие лично я получил огромное. А разменять самолет на танкетку? ну не знаю? По кредитам танкетка наверное подороже, да и самолет - оружие одноразовое. В любом случае, спасибо за игру. было интересно.

      Удалить
  4. Интересный сценарий, как и игра!!! Поезд с железной дорогой, мост, очень круто смотрятся!!!Оказывается на польском КПП, также, как и на русском, славянские корни дают о себе знать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Миша. Мне по сценарию играть интереснее. появляется смысл в игре. а вот на счет КПП не понял?

      Удалить
    2. На первом фото польский КПП, на котором написано кириллицей красным цветом.

      Удалить
    3. Ну ты даешь. Я к игре договорился что бы мост успеть сделать. сценарий придумал, армии аутентичные подготовил, а мне за КПП прилетело. :(
      КПП - абсолютно левое помещение. просто подходящего маленького домика не нашлось. Квы, мало кто террейном в клуб занимается.

      Удалить
    4. Хотел пошутить, не получилось!!! У вас отлично всё получается!! Никаких прилётов не планировал!

      Удалить
    5. Не в самом деле. тут видел репортаж. где РККА в 1939 году с ПТ ружьями и норм. всех устраивает, А у меня надпись на заборе.

      Удалить
  5. "Квы, мало кто террейном в клуб занимается"- Так и народу пока не много, большинство только солдафонов красит :) КПП Кто-то тоже сделал, правда оно из другой темы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юра, и огромное тебе спасибо за то, что ты один из немногих кто что то делает! - это первое, а второе делать террейн для каждой игры отдельно? По моему - это высший пилотаж, но нам до этого еще очень далеко.

      Удалить
  6. Интересно! Хорошая игра вышла

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Денис. Главное, что почти исторично все получилось. :)

      Удалить
    2. Сценарий зело прикольный придумали, ну и конечно террейн, который позволил его реализовать

      Удалить
    3. Да, по сценарию играть интереснее. Главное мысль-идея появляется. А терейна красивого скоро еще больше будет.

      Удалить