вторник, 6 января 2026 г.

Bolt Action

 

Бой в районе Адамова.

       Ну вот и начался двадцать шестой год, друзья мои. Длинные выходные позволяют провести несколько игр в клубе и было бы непростительной ошибкой упустить такой случай. Первую игру этого года мы с Юрой Бояриным решили отыграть по II редакции правил «Bolt Action». 

Почему по второй? Да потому, что третья мне просто не понравилась. Вероятно, в дальнейшем мы просто смешаем правила, создав версию 2,5. Но это не точно. Ладно, ближе к делу. Сыграли, значит будет традиционный репортаж.

     И так, конец сентября 1939 года. Польша разорвана. Но бродят еще по её территории довольно крупные части и временные соединения не сдавшейся польской армии. Предлагаю, как обычно, коротенькую историческую справку.


Краткая историческая справка

на конец сентября-начало октября 1939 года.


     К 22 сентября 1939 года территория Польской Республики была полностью оккупирована и поделена между Германией и СССР. Казалось бы, всякое сопротивление поляков должно было прекратиться (если не принимать в расчет крупные города). Но на самом деле еще две недели по стране перемещались достаточно крупные отряды польской армии, вступавшие время от времени в сражения с захватчиками. Последний из них капитулировал только 6 октября под Коцком.

    Этот отряд, примерно равный по численности одной дивизии, был сформирован из остатков многих польских частей и подразделений, а ее ядром была оперативная группа "Полесье". Первоначально эта группа дислоцировалась в Бресте и в Кобрине. Ее задачей было прикрытие мобилизации в тыловых районах. Но, как известно, Красная Армия не встретила во время «Освободительного Похода» серьезного сопротивления, то есть в реальности эта группа ничего не прикрывала и, скорее, была большим охранным подразделением для ставки министра обороны Польши Эдварда Рыдз-Смиглы, сбежавшего из Варшавы. К 30 сентября опергруппа дошла до Коцка, почти не встречая сопротивления противника. Генерал Клеберг наступал широким фронтом по обоим берегам Вепша, но около Коцка собрал свои войска на северном берегу. Заметьте, почти две недели около 20.000 вооруженных поляков перемещались по оккупированной стране почти не встречая сопротивления, а потом были окружены и разбиты. Думаете, поляки так хорошо прятались? Вовсе нет. С 22 по 29 сентября между Москвой и Берлином шли напряженные переговоры о границе между СССР и Германией. Первоначально предполагалось, что граница будет проведена по Висле (а значит оперативная группа "Полесье" шла по советской территории) и немецкая армия оставила ее восточный берег. Но 29 была установлена граница по Линии Керзона (по Бугу) и поляки опять оказались на немецкой территории. А так как немецкие войска сразу начали повторную оккупацию междуречья Буга и Вислы, то поляки сразу с ними и столкнулись.

   Стоявшие в лесах северо-западнее Коцка поляки были атакованы двумя моторизованными дивизиями немцев (13-й и 29-ой). И, как ни странно, эти две дивизии ничего не смогли сделать с в полтора раза меньшей группировкой поляков. Бои проходили с 02 по 05 октября. А шестого утром поляки капитулировали ввиду бесполезности сопротивления.

    Ну это, как всегда, историческое описание, а вот, что получилось у нас. Вернусь не надолго к истории. Основные бои проходили у городка Адамов, который несколько раз переходил из рук в руки. Вернее, немцы его заняли 2 октября, выбив небольшой гарнизон, а уже на следующий день поляки вновь овладели им и до шестого отбивали все атаки немцев. Причем отбивали так успешно, что буквально разгромили 13- дивизию немцев. И крах её был неминуем. Ну, а шестого с утра польский бригадный генерал Францишек Клеберг, командующий польским отрядом, подписал капитуляцию.

***

     Взревели моторы танков, и солдаты 93-го моторизированного полка 13-й дивизии Вермахта поднялись в атаку, пытаясь овладеть крошечным польским городком Адамов, накануне отбитым польскими войсками, не весь откуда появившимися здесь. 



Рота обер-лейтенанта Оскара Радвана, изрядно потрепанная накануне, прикрывала танковую атаку на Адамов. Было довольно тихо и довольно тепло в это солнечное октябрьское утро. Лёгкие немецкие машины, словно сельскохозяйственные трактора на уборке урожая, плавно двигались по полю. 




Но как только они достигли предела досягаемости стрелкового оружия обороняющейся польской пехоты, по наступающим цепям немцев поляки открыли огонь. Вперед выскочили разношерстные польские танки, танкетки и броневики. Рота Радвана немедленно залегла. Началась танковая дуэль. Первым же снарядом с передовой немецкой «трёшки» ( Pz.Kpfw. III) был остановлен польский 7ТР. А уже по замершей машине, очередью из автоматической пушки соседней «двойки» (Pz.Kpfw. II) польский танк был поражён. Из его моторного отсека повалил густой черный дым, а яркие языки пламени, словно голодные псы, начали подбираться к осевшей башне машины. Польский экипаж едва успел покинуть её.




 Но не прошло и десяти минут, как запылал уже немецкий танк, самонадеянно двигавшийся в центре позиции, прямо по дороге. На нем поляки сосредоточили огонь всей своей артиллерии, прикрывавшей городок, присовокупив еще огонь из противотанковой пушки польского броневика (Wz.29). 


К подавлению огня польской артиллерии присоединилась немецкая полковая гаубица. Всё загрохотало и такое мирное польское утро вдруг превратилось в гремящий и кипящий ад. Застрекотали немецкие мотоциклы. По ним открыла огонь польская пехота. В дело вступили пулемёты и минометы. Разрывы, грохот, земля, сыплющаяся с небес...








    Оскар Радван вновь поднял своих бойцов в атаку и они короткими перебежками на левом фланге достигли первых строений Адамова, а в центре небольшой спасительной рощицы атаку поддержали «Ханомаги» (Sd.Kfz. 251). Их противопульная броня до времени укрывала пехоту на борту, но, едва войдя в город, одна машина тут же столкнулась с противником. Десант немедленно покинул борт бронетранспортера и тут же вступил в бой. Но как только пехотинцы покинули борт «Ханомага», со всех сараев и чердаков по ним ударили польские пулеметы, на мостовую повалились первые немецкие убитые солдаты. Пулемет «Ханомага» и подскочивший немецкий мотоцикл, как могли, прикрывали десант. Но потери были неизбежны. Бой в городе закипел. 












К десанту с бронетранспортера уже спешила подмога (еще одно отделение пехоты, взводный фельдфебель с посыльным и расчет станкового пулемета). А из леса атаку поддерживал снайпер. Первым же выстрелом в центре позиции он уничтожил вражеское ПТ ружье с расчетом, после чего переключился на город, планомерно уничтожая польских пулеметчиков и командиров. 

А в центре за линию польской бронетехники также стремительно, как и в городе, десантом в десантном отсеке, проскочил еще один немецкий «Ханомаг» и тут же столкнулся с польской пехотой. И, как под копирку, десант покидает уютный отсек, стрельба со всех сторон, поддержка товарищей из леса и отряды надолго сцепились в смертельной схватке, грызя и уничтожая друг друга.














    Вскоре поляки осознали серьёзность своего положения. Сидеть в каменном мешке в городе - это подписать себе смертный приговор. Они решили прорваться сквозь немецкие позиции в надежде укрыться в густых лесах к югу от Адамова. Но солдаты Радвана во что бы то ни  стало решили воспрепятствовать бегству противника путем уничтожения или пленения. Бой кипел по всему фронту. Немецкая артиллерия постепенно подавляла одно польское орудие за другим. Лёгкие пушки танков, если и не уничтожали технику поляков, то заставляли её останавливаться, не пуская вперед. А пехота, что в центре, что в городе, планомерно выполняла своё ратное дело. 




Особенно жестокие бои проходили в Адамове. Там поляки цеплялись за каждый угол, каждый дом. Немецким солдатам буквально зубами и штыками приходилось выбивать их, очищая город. Не редко дело доходило до рукопашной, и всякий раз немцы одерживали верх. Силы защитников гарнизона таяли. Через какой-нибудь час-полтора в городе оказывали сопротивление только немногочисленные расчеты пулеметов, которые, в свою очередь, планомерно уничтожались противником. Польское пехотное прикрытие было уничтожено или пленено.





 Еще через час город был полностью в руках Вермахта. А в центре продолжался бой. Поляки подбили еще один танк, немецкую «трёшку». Это, конечно, был успех, хотя локальный. Потому, что даже потеря танка мало на что влияла. Польская пехота и в центре несла тяжелые потери в живой силе. Обложенные со всех сторон противником, пехотинцы зачастую просто не имели возможности поднять голову. Единственное польское отделение, воспользовавшееся потерей немцами танка, казалось бы, выскочит из капкана? Но, едва покинув свое убежище, оно попало под перекрестный огонь пулеметов. К тому же впереди их ждала лёгкая немецкая гаубица. И отделение предпочло капитуляцию смерти.




    Бой затихал. Грохот артиллерии сменился на редкие ружейные перестрелки и все чаще поляки предпочитали поднимать руки, нежели стрелять во врага. Обер-лейтенант довольно осматривал дымящееся во всех концах поле боя. Вид его был прекрасен. Его рота понесла незначительные потери, а польский гарнизон Адамова разгромлен. Плюс богатые трофеи. Теперь было о чём доложить в штаб!

***

      Сыграли. Играли на 1500 кредитов и снова победа досталась немцам. Задача в игре была простая - перевести за поле как можно большее число пехотных подразделений.


 За отпущенные шесть ходов ни одному из участников сделать этого не удалось. Хотя у немцев ближайший отряд уже стоял в двух дюймах от края стола, а поляки в восемнадцати. Но левый фланг (город) был полностью очищен от польской армии, а в центре у поляков почти не осталось пехоты.

 Бросили кубик на продолжение, выпало продолжить. Это-то и была полная победа Вермахта. За ближайший ход немцы выходили тремя пехотными отрядами за кромку стола, поляки ни одним. К тому же, они могли попасть под выстрел лёгкой гаубицы и все того же пулемета с «Ханомага». Играть ход не стали, так как всё было ясно. На этом и закончили.  А в остальном всё как обычно в игровой день в нашем клубе. Было увлекательно и весело. Заходили гости и день пролетел не заметно. Дни в это время года коротенькие, хотя мы и управились довольно шустро, всего за 3-3,5 часа. Но удовольствие получили надолго. Кстати, я тут отметил, что в «Болт» я давненько не гонял. Последний раз с Олегом аж 23 ноября. Так что сыграл с большим удовольствием. Вполне удачно начал год. На этом, пожалуй, и закончу первый репортаж этого года. Остается только поблагодарить Юру за упорное сопротивление и общую довольно жизнерадостную атмосферу, ребят, что заскочили в гости, ну и всех вас, кто заглянул в блог и особенно тех, кто оставил комментарий. Их я всегда жду с нетерпением.

    А у меня на сегодня, пожалуй, всё. Надеюсь, что до скорейшего свидания тут, на страничке моего блога! Ведь праздники еще продолжаются и значит можно выкроить время! Пока!

2 комментария:

  1. Спасибо!! Большое! Прочитал с интересом! Жду репортаж от Юры. Рад, что игра принесла удовольствие и была захватывающей

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Ну репортаж с другой стороны и мне интересен, но это такая редкость. я считанные разы по два репортажа на игру видел. Но сегодня Сочельник, под Рождество всякие чудеса случаются. может и увидим ну если не репортаж. так хотя бы комментарий. А пока Юра у себя на страничке в ВК написал следующее:"Новости вчерашнего дня! Мне вломили." И всё. :))

      Удалить