понедельник, 15 января 2018 г.

Тридцатилетняя Война.


Как крестьянка 
Баварию
 спасла. 

…. «Марта! Марта!... Где тебя носит, дьявольское отродье?»… Не высокий, коренастый, лысеющий мужичок с широким крестьянским  лицом и большими натруженными руками не торопливо бродил по своему двору, продолжая искать свою исчезнувшую вдруг жену. Вот уже несколько дней в деревушке Эгисхайм, что в Эльзасе, на улицах  не было видно не одной женщины. Дело в том, что рядом с деревней лагерем встала Французская армия, ведомая принцем Конде (Генрихом II де Бурбоном) на короткий отдых между сражениями этой долгой (тридцатилетней) войны. Как только солдаты поставили палатки и разожгли костры, в деревне сразу исчезли вино, пиво еда и женщины всех возрастов.
Но долго наслаждаться бивачной жизнью французам не пришлось. Ранним утром 14 января 1629 года напротив французского лагеря появилась объединенная Испано-Баварская армия под командованием генерал-капитана Дона Амброджо Спинола-Дория и Курфюрста Баварии Максимилиана I. К счастью Французы заблаговременно были предупреждены о приближении противника и они вовремя отправили гонцов в лагерь своих союзников - шведов. И подкрепление прибыло вовремя. В день сражения.
Итак, утром 14 января армии сошлись в битве у Эгисхайма. Силы католиков расположились следующим образом:




Левый фланг заняла кавалерия Максимилиана:   2 кирасирских полка и 2 полка рейтар (16 баз). В центре три полка пехоты с двумя легкими орудиями (24 базы). Правее шла большая испанская терция с двумя легкими пушками (22 базы), затем полк пехоты (10 баз) и два отряда мушкетеров (8 баз). Замыкали  построение католиков кавалерия испанцев  полк аркибузиров (8 баз) и полк рейтар (5 баз). За кавалерией, на холме, средняя пушка.




Армия протестантов встала так: напротив испанцев три полка французской пехоты по 8 баз и полк пехоты в 9 баз (33 базы). На холм в центре заползала французская артиллерия (две средние пушки), за холмом расположились полк шевалежер (9 баз), отряд карабинеров-мусульман (4 базы) и отряд хорватов (5баз). С марша в центр подошло 2 полка шведской пехоты (по 10 баз каждый) с двумя легкими пушками.

Правее на фланге разместилось два полка шведской кавалерии. Полк Хакапелита (8 баз) и полк Смаландских кирасир (6 баз). Шведским отрядом командовал Король Густав II Адольф.
По прибытии на поле боя король Швеции принял общее командование на себя.

Силы сторон были примерно равны. Командиры противников сразу повели свои войска вперед. Оказывая наибольшее давление на своем правом фланге, кавалерия протестантов обрушилась на баварцев, а католики, соответственно на французов. В центре войска сошлись на мушкетный выстрел, началась перестрелка.  Поначалу, фортуна благоволила французам. Им удалось остановить, и даже, принудить отойти испанскую терцию. Удалось разогнать стрельбой артиллеристов у одной легкой испанской пушки, убить одного из пехотных генералов.

















Но затем фортуна повернулась к французам спиной, если не сказать – задом! На левом фланге конные стрелки католиков активно атаковали французов, на фланге их поддержала пехота, в бой вернулась терция и…..! Французы не выдержали. Посыпались как домино.

 На противоположном фланге, ситуация выглядела зеркально.  Французская легкая кавалерия завязала бои с баварскими кирасирами.





Те их потеснили, но бравые финские парни обрушили всю свою ярость на латников.


Кирасиры понесли большие потери, а их потрепанные остатки начали отступать.


Чтобы не позволить финнам преследовать отступающих, в бой вступили рейтары. На удивление им удалось связать в конном бою шведов. В одной из стычек пал командующий шведской кавалерией генерал Врангель.



Но это не идет ни в какое сравнение с потерей в другой стычке Курфюрста Максимилиана. Весть об этом мгновенно разнеслась по баварской армии. Но результат был не однозначный. Если кавалерию это подломило окончательно и она побежала с фланга с большими потерями, а отступающие кирасиры все не могли остановиться. То пехота, стоявшая в центре и никак до этого себя не проявлявшая, вдруг пошла вперед всей своей массой (24 базы) на один шведский «синий» полк (10 баз). Шведы держались недолго.
Отбросив один из наседавших полков, все же были вынуждены отступить. Генералу Карлсону, командиру Шведской пехоты, стоило немало усилий и изысканных шведских ругательств, чтобы остановить этот полк. Баварцы, посланные преследовать этот шведский полк, польстились на французские пушки на холме и не защищенные тылы французской пехоты.




В общем, фронт развернулся. Протестантам удалось обрушить баварский фланг, но и потерять при этом весь французский контингент
. За исключением полка шевалежеров, весь бой проболтавшихся в тылу своих же порядков.

 Понимая и принимая поражение,
Густав II Адлольф, проведший весь этот день в передовых боевых порядках своей армии и после гибели генерала Врангеля принявший командование над своей кавалерией, отдал приказ об общем отступлении.
…. «Марта!  Ну где тебя носит, старая развалина?»  Продолжал искать свою непутёвую супругу крестьянин. Заскрипела дверь чулана. В дверях показалась худая изможденная тяжелой крестьянской жизнью немолодая женщина. Увидев её, супруг коротко бросил: «Корова пропала. Иди искать. Может, отыщется наша кормилица?» «Куда я пойду? Вокруг же воюют?», ответила женщина. «Да нет, все уже кончено, протестанты ушли. Победители собирают трофеи и им не до тебя». Женщина покорно набросила платок и пошла в поле, искать корову. Поле, сразу за деревней, еще дымилось от прошедшей тут битвы. То там, то тут раздавались крики о помощи и стоны раненых. В воздухе кружились стаи воронья, вокруг стоял ужасный запах, запах смерти. По полю бродили команды  мародеров. Женщина от страха так низко прижималась к земле, что её почти совсем было не заметно в этом пейзаже.  Но вдруг, под одним из трупов лошади, тускло блеснул дорогой медальон. Женщина инстинктивно потянулась к блестящему предмету. Вдруг от туда, куда она потянулась, раздался чуть слышный стон. Марта отшатнулась, но любопытство взяло верх. Женщина из всех сил уперлась в бок трупа лошади. Тело кобылы чуть шевельнулось и из образовавшейся  щели показалась рука. Женщина вскрикнула. Этого было достаточно, чтобы привлечь внимание солдат. Моментально они сбежались на крик. Но женщина не интересовала солдат. Под трупом лошади лежал раненый и испуганный курфюрст Баварии Максимилиан.

Вот, пожалуй и все, что случилось в этот день 14 января 1629года.

P.S.  Играли по павилам Т. Гора, по 900 кредитов на сторону, т.е. 450 кредитов на игрока. Отлично провели время.
 В завершении хочу поблагодарить всех участников: "католиков" Д. Дворянского и Л. Примаченко и "протестантов" В. Юнусова и Вашего покорного слугу.
Вот теперь всё.

16 комментариев:

  1. Молодцы, отличная игра! Тема совсем не моя, но выглядит всё классно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Ну так все охватить все равно не возможно.

      Удалить
  2. Очень красиво! Впрочем, как всегда. Ты по жизни не журналист?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Валя. Нет, не журналист. По образованию учитель истории. Но литературу с детства люблю. :))

      Удалить
  3. Прикольно! Максимилиан таки выжил)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Дима, как то не хочется историю переписывать! ;)

      Удалить
  4. Алексей как это могло случится? Эти проклятые католики празднуют победу! Я требую отмщения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На все воля Господа. С другой стороны Король жив и деятелен. Да и в обще шведы то не проиграли. У них самые маленькие потери в пехоте ( базы), Хакапелита пощипали, но тут À la guerre comme à la guerre. В атаке без потерь не бывает, а они два полка кирасир и 1,5 рейтар разогнали.

      Удалить
  5. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  6. Эх, надо и мне свою армию на тридцатилетку "выгулять". А то только читаю чужие репорты и облизываюсь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Обязательно надо. В хорошей компании, да тридцатилетка! Масса удовольствия!

      Удалить
  7. Поздравляю!!!! Хорошая игра и отлично написано!!!

    ОтветитьУдалить