понедельник, 16 декабря 2019 г.

Третьеочередные полки шведской армии.



Третьеочередные полки
 шведской армии.

    Сегодня, я хочу представить на Ваш суд, мои уважаемые читатели, очередное пополнение в мою шведскую армию Карла XII. На этот раз это не регулярный полк (старой индельты )королевской армии, а временный третьеочередной полк. С одной стороны, это верх расточительства делать заведомо не опытных солдат, но из песни слов не выкинешь. В Северную Войну эти части на ряду с регулярными, вербованными активно участвовали в боевых действиях. И я отлично помню репортаж моего товарища по хобби и коллеги Валентина Гирбусова. Которого я искренне уважаю и считаю шорошим специалистом по этой теме. Что при Лесной у него на шведской стороне воевали исключительно регулярные части. Помню, как ему самому это не очень нравилось. Ведь известно, что при Лесной были разгромлены резервы Карла  XII. В распоряжении Левенгаупта были в основном третьеочередные полки.
В общем я решил сделать третьеочередной Упландский полк из двух батальонов. Напомню пару слов о структуре шведской армии. В отличии от большинства европейских держав шведская армия имела отличие в формировании. Так называемая система индельты.  В основе , как обычно лежали экономические интересы страны. В Швеции было весьма сложно вести сельское хозяйство и отрыв рабочих рук от земли весьма негативно сказывался на экономике как отдельной области (лёна, ) , так и государства в целом. Поэтому, было решено отдавать в армию не «всех и сразу», а по очередности. Что я имею в виду? Дело в том, что при системе индельты на службу выставлялся один человек с 2- 15 крестьянских дворов (в зависимости от области и численности населения лёна). Итак, в мирное время один солдат служит , другой примерно знает что может занять его место и проходит воинские сборы, где колхозное стадо превращается в дисциплинированную линию. В случае войны, когда тот, кто проходит «действительную» отбывает в зону боевых действий, его место в казарме занимает тот, кто «примерно знал» что так и будет, а уже третий человек теперь готовится «в случае чего» занять место второго.
В отличии от регулярных, третьеочередные полки и вербованные эстляндские и лифляндские части имели более скромное обмундирование.

Согласно королевских регламентов, эти части были одетыне в традиционно синие, а в серые сермяжные кафтаны с желтым  прибором (воротником, обшлагами, подкладкой). Камзолы, панталоны и чулки пехотинцев были из оленьей, лосиной или козлиной кожи. Пуговицы были оловянные. На голове солдаты носили как карпусы, так и шляпы треуголки. Причем, треуголки могли не иметь белой шерстяной обшивки. Галстуки в большинстве шведских временных полков были из черного трипа.
Ну а вот, что у меня получилось:
















Заканчивая рассказ об армии северного королевства я бы хотел сказать, что хотя в Северную войну она понесла достаточно тяжелое поражение, но на её боеспособности оное не отразилось смертельным образом, и русско-шведские войны 1741-1743, а также 1788-1790 (особенно последняя) наглядно показали: система пополнения и подготовки кадров у шведов работала превосходно!
В очередной раз хочу поблагодарить Николая Князькова. Замечательного художника помогающего мне в реализации этого проекта. Ну а флаги и базы это мой скромный вклад. Ну а у меня на сегодня все.

26 комментариев:

  1. Отличное пополнение, Алексей, поздравляю! Поклон Николаю за качественную работу. По тексту, однако странным показался выпад на мой репорт по Лесной. У меня не вызывает сомнений, что за полки были у шведов... Из моего репорта: "с русской стороны участвовали лучшие солдаты нашей армии, а со шведской- полки третьеочередные, по сути ополчение, ну за небольшим исключением, назовем, например, шведский Хельсинский пехотный полк индельты". А без этих полков в серых кафтанах при формировании шведской армии не обойтись, ты прав.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо.
      Николай, смотрит мой блог и твоя оценка, думаю ему будет приятно. Что же касается отсылке к твоему блогу. то видимо, ты меня не правильно понял. Я понимаю, что ты отыгрывал битву при Лесной держа в голове третьеочередные батальоны из корпуса Левенгаупта. Но на сколько я помню в твоей игровой армии нет третьеочередных полков. Впрочем. я могу и ошибаться.

      Удалить
    2. Готовить армии к одному единственному сражению верх расточительства, сам говорил... У меня были несколько батальонов в серой форме, которым я поменял финские флаги на третьеочередные. Битва при Лесной- это особое сражение в плане экипировки. Есть мнение, что все солдаты Корволонта, и пехота в том числе, на ногах имели сапоги. А где их брать? Так что доля условности всегда присутствует в играх.

      Удалить
  2. Хорошие ребятки 8)
    Солдаты разные нужны, солдаты разные важны, за одно добавят пестроты в однородные синие ряды

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я с тобой, Денис, полностью согласен. Но с прагматической точки зрения, они никогда не будут ветеранами! ;)
      Ну а что касается однообразия шведов, то это заблуждение.
      Вынесу за скобки два полка с красным прибором и один с белым. Но да же сине-желтые, благодаря разной комбинации с чулками имеют три варианта. Ну и так далее.

      Удалить
    2. Все равно они все синие, а чулки и приборы только ты видишь 8Р
      Вот у меня есть тоже такой отряд у сельджуков - нефтеметчики. Совершенно беспомощный отряд самоубийц, но они все равно прикольные

      Удалить
  3. О,дошла очередь до вкусняшек. Мне почему то всегда нравились именно такие полки с их сермягой. Наверно я изврашенец какой:) С пополнением дружище.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, дружище. Я с тобой соглашусь. Такие подразделения всегда радуют глаз. Да и в игре спрос с них не велик. Проиграют. так что же они неопытные новобранцы, а выиграют - это сенсация!

    ОтветитьУдалить
  5. Поздравляю с пополнением,дружище.Я за тобой не поспеваю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Гена. Ничего, догонишь. Ты если всерьез возьмешься еще и перегонишь. Ну а я, пока только плетусь в хвосте у Баварии и Австрии. У них армии уже сегодня заметно больше.

      Удалить
  6. Хорошие фигурки и интересная информация! Вообще, заметил, психологически приятнее красить как раз именно элиту и регуляров - а вот всякое "пушечное мясо", резервы и так далее - да, в последнюю очередь и прозапас. Ну это и понятно - показатели у них хуже, соответственно с поля они тоже уйдут, скорее всего, быстрее элиты. А ты так же. как и над своими гвардейцвами корпел над ними, красил....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Володя. Все верно. Сил и средств столько же, а КПД гораздо меньше. Но самое любопытное, что и гвардию я не очень жалую. Элитные части у меня конечно есть, но это скорее для индификации армий (цветные полки в РГВ и Тридцатилетка) а вот в наполеонике прекрасно без них обхожусь. В общем мне нравится обычная пехота. ;)

      Удалить
    2. А я все-таки фанат гвардии - в том числе. и на допороховые эпохи :) Конечно, Гвардия - Гвардии рознь. Офицерские полки да, завораживают.

      Удалить
  7. С пополнением, Алексей!С удовольствием слежу за проектом.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо, Сергей. Проект потихоньку двигается. Правда боевое крещение все откладывается, но надеюсь , что уже очень скоро состоится.

    ОтветитьУдалить
  9. Поздравляю с пополнением, Алексей:)
    Здорово что красишь всех, это правильно! Во-первых для соблюдения историчности. А во-вторых противнику надо тоже давать шанс на победу, иначе не интересно:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Дима. Относительно историчности, полностью с тобой согласен. Для меня, в нашем хобби это самое важное. Ну а что касается оппонентов по этому проекту, то тут такие "зубры игры" мне противостоят. что результат да же с форой не гарантирован. ;))

      Удалить
  10. Поздравляю с пополнением. Его Величество со свитой готовятся присоединится к своим победоносным войскам ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, дружище. Очень на это надеюсь. Если успеют командиры бригад, то еще в этом году повоюю. ;)

      Удалить
  11. Wonderful uniforms, paint job and flags...Superb!

    ОтветитьУдалить
  12. Выглядят сурово, эти третьеочередные!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Миша! Конкуренция еще никому не вредила. И из третьеочередных можно дослужиться до гвардии! ;)

      Удалить
  13. Снова (опять) пики... В 1709 году шведы пик не использовали... Из древкового оружия оставались лишь протазаны и алебарды сержантов и офицеров... Штыки с большим трудом приживались и пехота предпочитала пользоваться шпагой, при этом мушкет находился в левой руке

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иии...? что не так?
      Во первых кто сказал, что это солдаты после 1709 года?
      Во вторых. про пики много говорят. Говорят что зимой пожгли и т.д, но где документы? Если есть , поделитесь.
      В третьих, вопросы скорее к производителю чем к обладателю. :))
      В общем, у меня сложилось впечатление, что вы просто хотели поделиться просто информацией. Спасибо, но она (эта информация) общеизвестна, кто хоть немного в теме.

      Удалить