Бой за Купянск.
В конце мая 1919 года (с 22 мая 1919г.) Добровольческую армию возглавил генерал-лейтенант Май-маевский В.З. С появлением этого генерала на посту командующего сразу ознаменовалось активными действиями на фронте. Многие ветераны отмечали, что в войска вернулся дух лавра Корнилова. Имея в своем распоряжении не очень большие силы, Владимир Зинонович умело маневрировал. При помощи железных дорог перебрасывал части с участка на участок и концентрировал ударные кулаки в месте своих главных ударов. Результат был впечатляющий, в короткое время ему удалось освободить от большевиков и Махно весь угольный район и Украину. А начиналось все с удара по Купянску. Небольшой отряд полковника Берга с четырьмя батальонами пехоты и бригадой донской кавалерии разгромил превосходящие отряды комбрига Беднякова (Когана), пленив последнего.
Полковник Берг, в белой черкесске объезжал цепи своих войск. В его бригаде две третьих были новобранцы, мобилизованные в шахтерских поселках и деревнях каменноугольного района. Полковник еще не видел их в деле, рассчитывать приходилось только на опытных офицеров в частях. Эти были закаленными бойцами, вынесшими на своих плечах тяжесть Великой войны, многие уже не первый год воевали в рядах Белой армии.
Всё же что-то тревожило полковника. Объехав с левого фланга роты первого, пятого пластунского и второго пехотного батальонов, Берг остановился на позиции своей мортирной батареи. Шести дюймовые орудия представляли собой грозную силу. Полковник по праву ими гордился. На них и надеялся в предстоящем бою. Еще один артиллерийский взвод полковник разместил в центре позиции, на железнодорожной насыпи, справедливо опасаясь появления со стороны красных бронепоезда. Всё же сил для решительного штурма было недостаточно.
Перед Бергом, в широкой долине прорезанной ровно посередине железнодорожными путями, раскинулся Купянск. Небольшой заштатный городишка с маслобойней, механической мастерской и железнодорожной станцией. Полковник, не отрываясь от бинокля, рассматривал пустые улочки города. Большевиков, похоже, в городе еще не было. Не было видно и гражданского населения. Город словно вымер. За прошедшие полтора года обыватели, пережившие и красных и немцев и войска Рады, а затем еще и петлюровцев, чутко чувствовали приближение опасности и предпочитали прогулкам подвалы и чуланы своих домов. Берг медлил. Внезапно затрещал полевой телефон. "Ваше высокоблагородие, Вас! " - аппарат извергал нечеткую речь. Из неё было ясно, что для успешной атаки города штаб перебрасывает Бергу свой последний резерв. Батальон Марковского офицерского полка. Батальон в маршевой колонне уже должен быть на подходе. У Берга отлегло. "Ну теперь пойдет !"- думал Берг. "Поручик Елецкий!" - не громко, не отрываясь от бинокля, позвал своего адъютанта полковник. "Голубчик, немедленно на коня и по дороге в наш тыл рысью. Встретите марковцев, передайте им мой приказ, чтобы они по прибытии немедленно атаковали город. Задача пробиться к центру и овладеть вокзалом. Ну а я их кавалерией поддержу. Всё ясно?" - обратился Берг к молодому едва ли достигшему двадцати лет поручику. "Так точно, ваше превосходительство!" бойко ответил юноша, прикладывая руку к козырьку своей фуражки. Через минуту, только удаляющееся облако пыли из-под копыт кобылы поручика напоминало о нем.
А между тем, с противоположной стороны, за городом, стали медленно появляться неясные, черные точки. Большевики цепями наступали. Берг обернулся к своему начальнику штаба, моложавому, статному капитану со значком генерального штаба и владимиром третьей степени с мечами на груди и негромко произнес: "Началось. Вадим Аристархович, поднимайте цепи. Кавалерию вперед, а пехоту в поддержку. Да пусть артиллеристы поддержат наступление." Подполковник кивнул, работа закипела. До уха Берга, откуда-то издалека, стали долетать обрывки команд. Два полка казаков немедленно оседлали своих лошадей и не спеша начали выходить на исходные позиции. За ними от мортирной батареи и до куда охватывал глаз поднялись цепи пехоты и не быстро, но твердо зашагали вперед. На батарее закипела работа. Залязгали орудийные замки, прозвучали команды. Тут до уха полковника долетела песня. Откуда-то сзади донеслось:
"Смело вперёд, за Отчизну святую,
Дружно, как братья, пойдём —
Страху не знаем мы и удалую..."
"Марковцы!" Полковник оглянулся. По дороге стройными рядами, в ногу, с винтовками за плечом шла густая колонна в черных мундирах с белыми тулиями фуражек. Подтянутые, с отменной выправкой, казалось, что это не просто солдаты, а родные братья идут плечом к плечу! Не меняя темпа, быстрым шагом колонна достигла передовые цепи своей наступающей пехоты. Быстро обогнала её и, как будто по мановению волшебной палочки, весь батальон, как один человек, сорвал винтовки с плеча и взял на перевес.
Песня продолжалась. Казаки видимо тоже услышали марковцев и с гиканьем и свистом пошли рысью на цепи большевиков. Загрохотала батарея. Бой закипел. Марш марковского полка утонул в гуле боя. Казаки сближались с противником. Тут, в поле, напротив правого фланга, большевики развернули несколько (два) своих эскадронов с тачанками, батальон моряков и две артиллерийские батареи. Затрещали пулеметы. Над цепями моряков появились густые серые облачка шрапнелей. Батальон остановился, залег. Но на него уже неслась казачья лава. Заговорила красная артиллерия.
Казаки, кони кубарем летели на землю. Падали с седел от пулеметных очередей, но порыв уже было не остановить. Один из красных эскадронов, батарея и половина батальона матросов была сметена. Враг остановлен. Правда, в этой лихой атаке пала почти вся казачья бригада, но враг в панике метался по полю не зная что ему предпринять. А тем временем под громогласное УРАаа! марковцы уже прорвались к центру города. Овладели вокзалом и городским храмом Св. Георгия. Их атаку поддержал пятый пластунский батальон. Закрепившись в соседних кварталах, казаки осыпали противника дружными ружейными залпами.
Левее обходя город, неспешно вел наступление первый пехотный батальон. Против них показалась кавалерия противника. Мобилизованные солдаты заколебались, приостановились. Но вперед вышел батальонный командир. Рядом с ним, со знаменем в руках, шел шестнадцатилетний кадет, сын командира батальона. Словно генерал Раевский под Салтановкой, старый капитан с сыном смело зашагали вперед, не кланяясь пулям. За ними поднялись остальные офицеры батальона, а затем и все остальные. Батальон блестяще показал себя, опрокинув поочередно эскадрон противника, затем батальон красной пехоты, а затем захватил еще и артиллерийский взвод с орудиями.
В городе кипела жаркая перестрелка. Под натиском марковцев и пластунов дом за домом, квартал за кварталом очищался от большевиков. Вскоре за ними осталась только товарная часть железнодорожной станции с пакгаузами, депо и водокачкой. Большевики надеялись закрепиться в каменных постройках. Выиграть время перегруппироваться и нанести решительный удар по правому нашему флангу. Тут, на правом фланге, после потери кавалерии оставался лишь второй батальон мобилизованных солдат. Остатки красной кавалерии и батальона матросов пришли в себя и при поддержке второй, тяжелой красной батареи, возобновили наступление.
Нестойкие новобранцы второго батальона не смогли организовать надежное прикрытие фланга и большевики устремились в прорыв к штабу Берга. Полковник, видя угрозу, отправился в цепь последней роты батальона. "Братцы!" - обратился он к солдатам. "Покажем этой красной сволочи как умеют умирать русские солдаты!" Раздался одобрительный возглас полутора сотен людей. Солдаты, увидя полковника в своей цепи, успокоились, залегли, готовясь огнем встретить противника. Но трёхдюймовки на насыпи, ждавшие и не дождавшиеся прибытия красного бронепоезда, видя опасность для своего штаба, развернулись и открыли огонь по кавалерии противника. В кратчайшее время было кончено все. А моряки опять остановились в нерешительности. Эта нерешительность стоила красным окончательного разгрома. Марковцы и пластуны решительно атаковали последний большевицкий оплот.
Наступление было проведено так молниеносно, что красные даже не успели эвакуировать свой штаб. Штаб, с комбригом, политотделом и прочими службами, был захвачен. Купянск полностью очищен от неприятеля и уже к вечеру на север пошли эшелоны Добровольческой армии.
P.S. Отыграли с Александром Чередниченко очередную игру.
Очень здорово провели время. Было интересно и неожиданно. Красные очень упорно дрались, но выиграть им не удалось. Атмосфера на игре была великолепная, за что ему большое спасибо. Лично для себя я понял, что масштаб в 1500 кредитов оптимален для игры один на один. У красных было 5 батальонов, 5 орудий, 3 эскадрона, 2 тачанки, 1 зарядный ящик. У белых 4 батальона, 3 орудия, 5 эскадронов. В общем игра получилась.
Ну, а у меня на сегодня все. Спасибо, что заглянули и прочли. До встречи.
«Пароход плывет мимо пристани, будем рыбу кормить коммунистами»
ОтветитьУдалитьЕсли финская военщина знает, что делать с захватчиками, то что делать с беляками в «Триумфе воли» совершенно непонятно. Очень радостно, что игра удалась. Как проявила себя тяжелая артиллерия у большевиков?
Спасибо, дружище. Красные гаубицы потрепали меня серьезно. Практически уничтожили три эскадрона, три роты пехоты, мою тяжелую батарею.
УдалитьЯ так и знал, что не надо им гаубицы продавать :)
Удалить:) Но в итоге - это им не помогло. Только город разворотили! :))
УдалитьЭпическое сражение и отличный репортаж!
ОтветитьУдалитьМне кажется, что напряжение боя и значение победы было бы тем виднее, если бы ты больше внимания уделял и успехам красных (а они у них очевидно были). ИМХО.
Поздравляю с хорошей игрой.
Спасибо, Лёня. Ну я же рупор Белого Движения. Пусть красные сами пишут. К тому же Саша не раз грозился. С удовольствием и без "выбеливания" :)) выложу его репортаж. Ну а я? Стараюсь быть объективным, но из своего "окопа".
УдалитьОчень эффектная игра получилась! А больше, чем на 1500 кредитов- уже дополнительные игроки требуются?
ОтветитьУдалитьСпасибо, дружище! Да. думаю именно так, но, правда тогда и разговоров-базара больше, а это все топит игру.
УдалитьВ очередной раз, интересная игра!!! Поздравляю!!! Казаки как ударная кавалерия - это реалии Гражданской войны?
ОтветитьУдалитьСпасибо Миша. Ну, как сказать. Лично Я, казаков не очень. Это они во многом виноваты.
ОтветитьУдалитьУ меня вопрос про использование казаков, как боевой единицы. В репорте было написано, что казаки атаковали красных, при поддержки пехоты. Это только правила диктуют такую тактику илт такое было на самом деле?
УдалитьКонечно было. Всплеск популярности кавалерийских атак в Гражданскую войну продиктован нищетой и скудностью противоборствующих армий. в Гражданскую ВОЙНУ КАВАЛЕРИЯ ВЫПОЛНЯЛА РОЛЬ ТАНКОВ. Силы прорыва, а пехота шла в поддержке зачищая позиции.
Удалить