На Царицын!
... Уже ярко светило солнышко. В голубом небе над бескрайней аксайской степью заливался жаворонок, а на желто-зеленом ковре уже начинающего сохнуть от жары ковыля кое-где виднелись незатейливые цветы. Извилистая дорога, петлявшая между оврагами и холмами упиралась в большое село. Длинный ночной двадцатипятиверстный марш от Аксая до Абганерово заканчивался. В этом селе предполагалась большая дневка, а следующей ночью опять переход. Вот уже несколько дней армия двигалась преимущественно по ночам, так как днем стояла удушающая жара и передвигаться по безводным сальским степям людям и особенно лошадям было весьма непросто. Армия, ведомая славным генералом-бароном Врангелем, двигалась на Царицын. Второй её корпус (генерал-майора Улагая С.Г.) наступал правее железной дороги Котельниково-Царицын, вдоль дороги наступал корпус генерала Покровского. Не встречая организованного сопротивления разбитой на реке Сал Десятой красной армии корпуса быстро продвигались к Царицыну.
Поручик Нежин, медленно раскачиваясь в седле, с наслаждением любовался окружающим пейзажем. "Подумать только, еще середина Мая, а тут уже такая жара! В родном Петербурге еще зябко! С Ладоги по Неве тянет лед, на деревьях только только начинает зацветать сирень, а тут уже черешня поспела!" - не переставал удивляться поручик. Его обычно резвая кобыла Муха не спеша переставляла ноги по засохшей от жары дороге. Втягивая своими ноздрями остатки утренней прохлады, она мерно покачивала головой в такт поскрипыванию колеса артиллерийской упряжки, идущей по дороге рядом. Поручик Нежин был командиром конно-артиллерийского взвода Первой конно-горной батареи и теперь в составе 3-й отдельной пластунской бригады он приближался к долгожданной дневке. Кроме взвода (1 трёхдюймовое орудие) конной артиллерии в состав бригады входили три батальона пластунов (1-й,2-й и 5-й) да тяжелая мортирная батарея (2 шестидюймовых орудия). Здесь, в Абганерово, пехота должна была соединиться с второй конной кубанской дивизией генерала Топоркова С.М. и затем, совместно двигаться на Светлый Яр, охватывая Красный Верден с юга. Солнце припекало, поручик погруженный в свои думы, покачивался в седле. Дорога пошла в горку, артиллерийские упряжки вкатывались в село.
Справа, в село, под бойкую строевую песню входила колонна пятого пластунского батальона. Вдруг, под самым ухом Нежина негромко раздался голос Карпенко, молодого ездового из пленных красноармейцев: "А вон и наша кавалерия подходит!" - он указал на клубы пыли и едва заметные фигуры всадников. Поручик, очнувшись от своих дум, поглядел в сторону, указанную ездовым. "Нее..!"- раздалось с третьего выезда упряжки. "Это не казаки. Казаки в седле как влитые сидят, а тут как мешки гов.., с навозом"- заключил старик Матвеев, старый солдат тянущий лямку третьей войну. "Глянь, вот-вот из седла вывалится." - ездовые хихикнули. Поручик достал бинокль из кофра, болтающегося на груди. Посмотрел, ... и не поверил своим глазам. "Красные!" - прокричал он, натягивая поводья своей кобылы. " То-то, что твои...!" - огрызнулся Матвеев на Карпенко и сплюнул. Действительно, слева к селу на рысях мчались две сотни красной кавалерии.
Это дивизия товарища Мангулиса, срочно переброшенная большевиками с Восточного фронта под Царицын, с колес была брошена в бой чтобы остановить наступление Врангеля. Пять батальонов пехоты, дивизион кавалерии и большая (трехорудийная) батарея, ночью, скрытно, подошла с севера к Абганерово и с рассветом повела наступление. Поручик растерялся. Еще никогда он так близко не видел врага. Артиллерия грозная сила, но на позиции. А вот так, на марше, в упряжках она беззащитна. "За мнооой!" - прокричал Нежин, пришпоривая лошадь. Ездовые задергались в седлах, пытаясь быстро повернуть упряжки с пути надвигающейся красной лавы, лошади нервно перебирали ногами, крутили поднятыми мордами, пытаясь быстро выполнить команды возниц. Но, как на зло, быстро не получалось. Орудие остановилось и задергалось на месте. Постромки между передком и третьим выездом запутались в задних ногах лошадей. Напрасно старик Матвеев, до безумие любивший свой выезд, похлопывал мерина, на котором сидел, по шее. Напрасно и молодой, чернявый казак Щерба (ездовой второго выезда размахивал нагайкой. Лошади топтались, но не двигались с места. И только соскочивший с первого выезда ездовой Битов, схвативший своих лошадей за оголовье, повернул их морды вправо от наступающих и орудие сорвалось с места скрываясь от неприятеля в улицах села. А за селом, в тылу, уже разворачивались шестидюймовки мортирной батареи. Слева от села затрещали выстрелы.
Это бойцы второго батальона бригады, увидев неприятеля, развернулись в цепи и обстреляли его. Ухнули мартиры. С тяжелым воем над головой Нежина пролетели снаряды. Где-то, очень близко за селом раздались взрывы. Кавалерия красных скрылась в фонтанах разрывов и облаке пыли. Пыль осела. Бросив взгляд назад, поручик увидел лишь жалкие остатки красной кавалерии, поспешно отступающей назад. Но Нежин летел вперед со своим орудием, не в силах остановить его. Спереди затрещали пулеметы и часто защелкали винтовочные выстрелы. Это пластуны пятого батальона напоролись на маршевую колонну большевиков. Рассыпавшись по селу, пластуны вступили в отчаянную перестрелку с противником. Вывернув из-за церкви, орудие Нежина, едва уйдя от атаки красной кавалерии, попало в самое пекло пехотного боя.
Густые цепи большевиков шли в наступление не считаясь с потерями. Имея громадное численное превосходство в живой силе, они упрямо двигались вперед, при этом на редкость метко вели ружейно-пулеметный огонь. Ряды нашего пехотного батальона неумолимо таяли. В четверть часа батальоны в селе и справа от него потеряли до половины личного состава. В довершении всего, на высоком холме, напротив села, красные уже развернули батарею. Шансов удержаться было не много и только чудо могло помочь. Поручик замер в оцепенении. Вдруг что-то изменилось? Красная батарея резко начала менять свою позицию, разворачивая орудия куда-то влево? Волны красной пехоты, несколько раз доходящие до рукопашной, вдруг отхлынули и стрельба как будто стала затихать? Но где-то слева, за селом, наоборот огонь усилился.
Дело в том, что в порыве боя красный комдив совершенно не обратил внимание на свой правый фланг (наш левый), а бросил все свои пять батальонов на село, в надежде быстро овладеть им. А именно туда, на фланг красных, и вышла кубанская кавалерийская бригада из дивизии Топоркова.
Хоперский и первый Лабинский конные полки, выйдя на фланг красных, пошли в охват позиции большевиков, сметая все на своем пути. Врубаясь с фланга в цепи наступающей красной пехоты, они несли смерть и сеяли панику в рядах противника.
В довершении начатого, батарея противника была начисто сметена несколькими залпами наших мортир. Большевики начали сдаваться. Немногим удалось уйти, пять верст еще гнали казаки бегущих. Нежин в растерянности сидел в седле. Мимо проходили колонны пленных, а он все никак не мог понять, как же так? Его первый бой в качестве командира артиллерийского взвода, а он не только не выпустил ни одного снаряда, но даже не выпряг орудие из упряжки? Думы его прервал Матвеев, словно читая его мысли: "Ничего, Ваше Богородь... , ничего. Первый блин комом. Настреляетесь ещё. Сволоты-то этой в матушке России больно много развелось." Поручик сидел в седле, а мимо все шли и шли колонны пленных большевиков. "Да.., до Петербурга путь не близкий."- пронеслось в голове Нежина ...
P.S. Играли, как всегда, по нашим правилам. Игра получилась очень интересная. Мне противостоял Юра Боярин. С ним всегда очень комфортно играть, так что получил огромное удовольствие. Огромное ему за это спасибо. Эта игра была необычна еще тем, что был изменен ландшафт. Я долго ломал голову с холмами. Идти по старому пути (вырезать из пенопласта и оформить краской, песком и флоком) не очень хотелось а придумать ничего не получалось. Но за меня придумал Сергей Горожанкин. Наш недостаток, за что мы были так нещадно критикуемы - сукно стола, в этот раз сыграл нам на руку. Серёга засунул пенопластовые холмы под сукно, а не тяжелое и абсолютно эластичное сукно, легло на них идеально. Получилась холмистая местность с абсолютно однородным покрытием. Единственный недостаток, что индивидуальные фигурки на очень высоких холмах не очень хорошо стоят, а иногда и просто не стоят. Ну это ерунда. В общем теперь мне наш стол стал нравиться гораздо больше. Думаю, что и игры будут интереснее. Второе. В этот раз на столе были в основном мои фигурки. И белые и красные. У Юры был лишь один батальон и орудие лубочных красноармейцев. Впервые мои фигурки воевали друг против друга! Настоящая Гражданская война!!! :)) Ну, и на конец, на игре в качестве зрителя присутствовал Андрей Крулев. Человек, надеюсь искренне заинтересовавшийся нашим увлечением. Наши ряды растут и это не может не радовать.
Ну, а у меня на сегодня все. Спасибо, что заглянули и прочли до конца!
Ну да,с холмами смотрится намного интереснее!А репортаж, как всегда,написан великолепно!
ОтветитьУдалитьСпасибо, дружище. Игра способствовала написанию. ;) Рад, что тебе понравилось.
УдалитьИ где вы только рекрутов то берете? 8о
ОтветитьУдалитьНо это хорошо, сообщество должно как то расти
Ну, даже не знаю? Олег Шевцов - довольно популярен, а может и этот блог свою лепту вносит? Хотя судя по количеству комментариев? Все же Олег! ;)
УдалитьИнтересная игра, отличный репорт!!! Холмы это всегда головная боль, но под покрытием гораздо лучше!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Миша.
Удалить