Бой на реке Вилия.
Встретились с Юрой Бояриным за игровым столом. Играли по правилам «Bolt Action». На этот раз эпизод Советско-Польской кампании.
И о чудо! Советы не победили, но и не проиграли . Классическая ничья, но обо всем по порядку. И так немного истории:
Краткая историческая справка.
За последние тридцать лет только ленивый не говорит и не пишет об этих событиях. Поэтому буду краток и просто напомню. 23 сентября в Москве министры иностранных дел Германии и СССР подписывают знаменитый пакт о ненападении («Пакт Молотова-Риббентропа») с секретным протоколом. Кстати, секретный протокол всего лишь определял сферы влияния и интересов Германии и СССР, а отнюдь не действия (войну и оккупацию). Уже через неделю, 1 сентября Германия вторгается в Польшу. Ей, в свою очередь, объявляют Войну Франция и Великобритания. И опять нюанс, не Германия напала на Англию с Францией, а наоборот, но это к слову. События польской кампании известны, в две недели войско Польское разбито, большая часть территории потеряна, правительство деморализовано и собирается бежать. В общем, в стране хаос и неразбериха. Все это время Германия пытается определиться с действиями СССР и втянуть её в конфликт. Ведь части Вермахта уже входят в ту самую «Зону интересов СССР». СССР ждет до последнего. И когда польское правительство бежит в Румынию, тем самым Польша перестает быть договороспособным государством, в Москве, в министерство иностранных дел приглашается польский посол Вацлав Гржибовкий и ему зачитывается Нота советского правительства. Текст всей ноты я тут не стану воспроизводить. Обращу внимание на самые важные (по моему мнению) аспекты. В ней, в частности, говорилось: «В течение десяти дней военных операций Польша потеряла все свои промышленные районы и культурные центры. Варшава как столица Польши не существует больше. Польское правительство распалось и не проявляет признаков жизни. Это значит, что польское государство и его правительство фактически перестали существовать. Тем самым прекратили своё действие договора, заключенные между СССР и Польшей». Затем говорилось о судьбе братского-родственного украинского и белорусского народов. О защите этих народов и т.д. В завершении объявлялось о схеме защиты братского населения:
«Ввиду такой обстановки советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии. Одновременно советское правительство намерено принять все меры к тому, чтобы вызволить польский народ из злополучной войны, куда он был ввергнут его неразумными руководителями, и дать ему возможность зажить мирной жизнью».
Уже на рассвете 17 сентября 1939 года Красная армия пересекла Советско-Польскую границу и вторглась на польскую территорию. Операция проводилась силами Белорусского и Киевского Особых военных округов с привлечением сил Московского и Калининского округа. Силы вторжения делились, в свою очередь, на семь оперативных групп:
Полоцкая группа (она же Витебская армейская группа, затем—3-я армия); командующий комкор Кузнецов В.И
Минская группа (она же Минская армейская группа, затем—11-я армия); командующий комдив Медведев Н.В.
Дзержинская группа (она же Дзержинская конно-механизированная группа); командующий комкор Болдин И.В.
Слуцкая группа (она же Бобруйская армейская группа, затем 4-я армия); командующий комдив Чуйков В.И.
Шепетовская группа (до 16 сентября Житомирская армейская группа), с 18 сентября—Северная группа, с 28 сентября преобразована в 5-ю армию); командующий — комдив Советников И.Г.
Волочинская группа (до 16 сентября Винницкая армейская группа), с 24 сентября—Восточная группа, с 28 сентября—6-я армия); командующий— комкор Голиков Ф.И.
Каменец-Подольская группа (до 16 сентября Кавалерийская армейская группа), с 20 сентября—Южная группа, с 24 сентября—12-я армия, 28 сентября вновь разделена на 12-ю армию и Кавалерийскую Армейскую группу; командующий— командарм 2 ранга Тюленев И.В.
Все это части первого эшелона, за ними шли резервы и пограничники. Польские войска довольно спокойно встретили вторжение, тем более, что в это же самое время правительство Польши переходило Польско-Румынскую границу, бросая на произвол судьбы свой народ. На прощанье польский министр обороны и по совместительству главнокомандующий маршал Эдвард Рыдзь-Смиглы отдал приказ: «Советский Союз вторгся на нашу землю. Приказываю общее отступление в Венгрию и в Румынию самыми короткими путями. С большевиками не сражаться, разве что в случае атаки с их стороны или попыток разоружить отряд. Задание обороны, стоящее перед Варшавой и другими городами, остаётся неизменным». Собственно, повинуясь этому приказу протекала эта война. Хотя отдельные отряды и гарнизоны целых городов пытались оказать отчаянное сопротивление. Об одном из таких эпизодов и пойдет сегодня речь.
***
Начальник оперативного отдела дивизии, щеголеватый и молодцеватый подполковник четко обратился к комбригу Камкову Фёдору Васильевичу (командиру 7-й кавалерийской дивизии). «Товарищ комбриг, оперативная сводка за 19 сентября»! Камков принял донесение, сломал сургуч на пакете и с интересом углубился в чтение. «Любопытно. Так-так» - вслух размышлял он, пробегая по листку глазами. «Так значит ляхи все же зацепились за берег Вилии и не пускают нас к Вильно»? Комбриг поднял глаза и вопросительно посмотрел на подполковника. «Вот, комполка Рогочий ясно пишет, что его разведчики у реки встретили яростное сопротивление со стороны поляков и даже ввод в дело танков не привел к успеху»! Действительно, майор Рогочий Илья Иванович, командир 43-го танкового полка, докладывал, что днем 19 сентября разведка его полка вышла к реке Вилии, южнее города Вильно. Задача разведчикам была поставлена предельно простая: овладеть переправой (небольшим мостиком через реку), организовать его охрану и, по возможности, определить места для удобного форсирования реки в случае разрушения моста. Разведчики лишь отчасти выполнили боевую задачу. Приблизившись к реке, они были обстреляны польскими частями, видимо, отходящими от Вильно.
И, хотя брод был обнаружен, сразу захватить мост и брод в течении всего дня не удалось. Придя в себя после внезапного обстрела, разведчики доложили в полк о произошедшем. В помощь разведчикам была отправлена стрелковая рота и танковый взвод при поддержке тяжелых минометов. Но поляки, грамотно рассыпавшись на противоположном берегу, организовали плотную оборону.
К тому же, к берегу была подтянута и польская бронетехника. Пара танков и пара бронемашин. Весь этот отряд довольно серьезно поддерживала артиллерия (гаубица и минометы). Завязался тяжелый бой.
Пользуясь удобными складками местности, бойцы 43-го полка приближались все ближе и ближе к реке, занимая кусты и рощицы по берегу. Но и противник делал все то же самое на своем берегу. На каждый удар советских войск противник отвечал зеркально.
Советским минометчикам довольно быстро удалось уничтожить разведывательный польский броневик. В прорыв через реку устремился плавающий Т-37, но он тут же был остановлен огнем из польской танкетки. В свою очередь танкетка была обстреляна, а затем и уничтожена минометами, но у моста уже полыхал советский Т-26. Поляки подвергли ураганному огню прибрежные заросли, ведя огонь из гаубицы и минометов. Советские минометчики подавили огневые точки врага. Красные командиры подняли было свою пехоту в атаку, но два взводных из трех были моментально убиты, а пехота залегла. В свою очередь поляки попытались форсировать речушку через брод, но попали под жестокий ружейно-пулеметный огонь советской пехоты. И весь этот бой как на качелях - стоит проявить одной стороне инициативу и броситься вперед, как противник моментально реагирует, прижимая бойцов к земле, и уничтожает технику. Только, перехватив инициативу, он переходит к контр-действиям, как соперник обрушивается на него. И так весь день. В результате к вечеру командир 43-го танкового полка был вынужден доложить в штаб дивизии о невыполнении задачи, о потере двух танков, двух лейтенантов и полутора десятков выбывших из строя бойцов. В оправдании сообщалось об уничтожении двух польских бронемашин, гаубицы, пары минометов и о повреждении одного танка. О количестве потерь в живой силе у противника майор имел лишь приблизительные данные. Хвастать было нечем....
***
Вот так, довольно динамично прошла наша встреча с Юрой. Играли по 1500 кредитов на сторону.
На уничтожение войск (отрядов) и по завершению шести ходов на табло, как говорится, горели унылые 5 :5.
Действительно, на каждое мое действие Юра отвечал зеркально, а стоило ему вырваться вперед, как я тут же накрывал один из его отрядов. Возможно, из-за отсутствия конкретных задач на поле или моего любимого сценария, бой получился довольно вялым, а главное, не понятен был его исход даже в перспективе. В наличии у нас оставалось по одному танку и довольно много пехоты. У Юры был еще один обездвиженный танк и расчет ПТР, ну, а у меня - пара тяжелых минометов. Обе переправы довольно крепко держались и надежно прикрывались. Что делать дальше без ввода дополнительных войск было не понятно. В общем, классическая ничья. Думаю, для Юры это прекрасный результат, да и я сохранил лицо. Так что все остались исходом вполне довольны. Интересно, что по этому поводу думаете вы, мои уважаемые читатели? Очень любопытно почитать ваши комментарии, ну, а у меня на сегодня, пожалуй, все. Да, еще одно. Эта игра выявила несовершенство моей РККА. Малая вариативность не позволила мне даже выставить все заявленное. За пределами стола остался расчет ПТР и отделение пехоты. У меня на них просто не было фигурок. Так что придется мне бросить все силы на устранение недостатков, а это значит, что скоро я покажу вам свои пополнения.
Вот теперь, пожалуй, действительно все. До встречи в блоге. Пока!
Юре в этот раз удалось переломить череду неудач, или Алексею за немцев везет больше, посмотрим!
ОтветитьУдалитьНу почему же везет? Мне все же кажется, что варгейм вовсе не про "везет".
УдалитьВезет - образном смысле, хотя в игре тоже должно везти!
УдалитьНу, как говорят, тогда забудь о любви! ;)))
УдалитьСоветская разведка подвела! У нас осталось два танка! Правда один обездвиженный, но по старой польской традиции путь неприятелю мы танком перегородили)
ОтветитьУдалитьА вот через
Брод я и вправду зря сунулся. Жаль ТКС рано ушел от меня в край вечной безмятежности. Так бы еще повоевали
Да и тебе Юра, спасибо. Видимо это издержки "перевода". Я и не писал что танк у тебя один. Один-целый. Так написано. Ну а о том что бы было, я не очень люблю. Надо было продолжать и все бы все увидели. Тот же танк без движения сколько продержится против тяжелых минометов? Мой Т-37 против пушки автомата 2 хода простоял. Но игра удалась. Это точно.
УдалитьИсторическая справка, как всегда увлекательное чтение!!! Игра интересная сложилась!!! Переодически возникал вопрос, как местность влияет на игру. Теперь нашёл ответ, прочитая про удачное продвижение, благодаря удобным складкам местности. Возможно такое и раньше описывалось в других репортах, но я только в этот раз обратил на это внимание.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Миша. Да, наверное проскакивало? Да и в обще, думаю любой скирмиш очень подвержен поправкам по местности. тут влияет все, а не условно. видно-не видно или частично видно и это отражается в стрельбе. обнаружении и т.д. А в обще зашел бы посмотрел в живую? :)
УдалитьИнтересная игра!!! Если не секрет, тяжело ли в Болте перестраиваться с одной армии, на другую?
ОтветитьУдалитьХороший вопрос. Это как в вождении автомобиля. на своем вроде все привычно. а садишься на другой и.....? но и тут и там опыт Мне в автомобилях категории В достаточно 15-20 минут. Так и в армиях. вначале прешь как немец, ан нет! это русские новобранцы. Щелчок по носу и встаешь на место. Я по этому и игры стараюсь чередовать. что бы глаз не замыливался.
УдалитьУ меня какой-то глюк произошёл в блоге, сразу два комментария настрочил.
УдалитьНу, не знаю что и сказать? Но вроде оба по делу?!
УдалитьСогласен! Всё по делу!!
УдалитьХорошая игра и результат ничейный бывает не частно. В принципе, по раскладом, все было для того чтобы поляки не проиграли, а ркка было оооочень сложно выиграть, и вышел наилучший вариант для советов. А так тут и армии с обоих сторон в кои то веки выглядят равными по силе, не сказать что чей то перевес.
ОтветитьУдалитьМне вот интересно, почему Юра за столько игр не занялся целенаправленным отстрелом наводчиков минометов? Завел бы для этого снайперов. Думаю без минометов советам было бы сложнее
Спасибо, Денис. Возможно ты и прав про соотношение. Как я уже написал в тексте. недочеты РККА я увидел и постараюсь их в скором времени устранить.. А что касается наводчиков, то я с некоторого времени стараюсь применять их по необходимости (т.е. не часто). 120 мм. советский миномет, как и все тяжелые перебивает весь стол за частую оставаясь в недосягаемости (как и кстати гаубицы) так что надо просто грамотно выбрать позицию и шмалять по видимости. Но иногда, конечно без наводчика не обойтись. А в принципе Юра грамотный игрок и использует по возможности весь спектр армии.
УдалитьВот это серьезный "косяк" больших столов. Отряды работают не так как задумано. По правилам то столы существенно меньше
УдалитьЯ не думаю, что это "косяк". Конечно я много смотрел батл-репортов от "буржуев" , но как раз наши варианты мне больше нравятся. Они, как мне думается , точнее отражают реальность. хотя конечно. я допускаю, что кто то думает иначе.
Удалить