Все на защиту Петрограда!
Вот и наступило жаркое лето! Ну а в жару чем лучше заняться? Ну конечно, посетить игровой клуб и провести очередную игру с друзьями. На этот раз играли по нашим правилам «Терновый венец». Русская гражданская война. Играл с Андреем Крулёвым на северо-западном направлении, т.е. под Петроградом.
Андрей постарался и накрасил Белую армию: батальон Светлейшего князя Ливена и ещё три пехотных батальона с артиллерией. Отличный подход к теме. Андрей решил, что белыми играть более выигрышно. И взялся проверить это в игре. Поставив в строй четыре батальона и артиллерию, он совсем пренебрёг кавалерией, и это сказалось. Но обо всем по порядку. Начну, как всегда, с краткой исторической справки.
Краткая военно-политическая ситуация на Северо-западе России
весной и летом 1919 года.
Весной 1919 г. командующий Северного корпуса генерал Александр Родзянко приступил к подготовке масштабного наступления на Северо-Западе с основной целью - освобождение столицы от большевиков. Планируя операцию, он намеревался вести наступление не по кратчайшему направлению на Петроград, а действовать сначала в сторону Пскова, Новгородa и далее — Ладожского озера. С помощью этого маневра белые планировали отрезать Петроград от Москвы, а затем, окружив, овладеть городом. Белым противостояли войска 7-й и 15-й армий Западного фронта, которым командовал бывший генерал императорской армии Дмитрий Надежный. 13 мая Северный корпус при поддержке 1-й эстонской дивизии и английской эскадры перешёл в наступление на нарвском направлении. Вспомогательный удар на Гдовско-Псковском направлении наносили белогвардейский отряд полковника Булак-Балаховича и 2-я эстонская дивизия. Войска 7-й армии красных, разбросанные на 600-км фронте от Онежского до Чудского озер и насчитывавшие всего 15500 штыков и сабель, были опрокинуты. Белым удалось выйти на подступы к Гатчине и Красному Селу. При этом антибольшевистское подполье в Петрограде готовило удар с тыла, 13 июня вспыхнуло восстание на фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь». Но ещё 21 мая ЦК РКП (б) одобрил воззвание «На защиту Петрограда», постановил мобилизовать коммунистов и рабочих близлежащих губерний на петроградский участок фронта, а 10 июня признал его первым по важности на Западном фронте. Также под Петроград стали перебрасываться войска с Восточного фронта и из внутренних округов. Комбинированными действиями сухопутных войск и флота при поддержке авиации 16 июня был ликвидирован мятеж на фортах. В городе чекисты смогли нейтрализовать белогвардейское подполье. Всё это позволило 21 июня войскам 7-й армии перейти в контрнаступление. 5 августа красные отбили Ямбург, а 26 – Псков. Впрочем, белые смогли удержать плацдарм в районе Гдова.
***
… Северо-западный ветер с залива гонял по неубранным улицам Гатчины обрывки газет и листовок и различных прокламаций. Редкие прохожие ускоряли шаг и предпочитали прятаться в подворотнях, пугаясь артиллерийской канонады на окраине города. Практически по пустынному городу в конном строю шел полк кавалерии. Это курсанты петроградской кавалерийской школы, поднятые по тревоге ранним утром, были в срочном порядке брошены на фронт. Враг рвался к Петрограду! Цокая кованными копытами о булыжную мостовую, полк медленно шел по городу. Гатчина была пуста и только вездесущие уличные коты с любопытством смотрели на проходящих кавалеристов. На углу Ингербургской улицы полк остановился. Бывший ротмистр бывшего Его Величества бывшей лейб-гвардии уланского полка, а ныне командир сводного кавалерийского полка красных курсантов, медленно подъехал к афишной тумбе. На самом видном месте, уже правда изрядно надорванный, красовался плакат: «Грудью на защиту Петрограда». Бывший ротмистр ухмыльнулся, на мгновение задумался, а затем, не поворачивая головы к полку, поставленным зычным голосом скомандовал: «По-олк! За мной, рысью, марш-марш!». И, пришпорив свою гнедую кобылу, командир устремился вперед по бывшему проспекту Императора Павла Первого. Кавалеристы, как-то мгновенно подтянувшись в седлах, устремились за своим командиром вперед, в сторону грохотавших боем окраин. Пройдя на рысях по дамбе между дворцового и Приоратского парков, и миновав Коннетабль, полк двинулся дальше в сторону станции Гатчина-балтийская-товарная. Там размещался штаб обороны города. Территория эта уже обстреливалась артиллерией белых. В штабе краском быстро был посвящен в детали обстановки. Выходило, что белые численностью до двух полков пехоты, накануне заняли село Большие Колпаны и по всей вероятности от туда готовят решительный бросок на Гатчину. Подтянув артиллерию (в том числе тяжелую), вот уже четвертый час противник методично обстреливал город и позиции красноармейцев перед ним. Рабочая бригада пока довольно уверенно удерживала фронт, но поднять не обстрелянных бойцов в наступление было сложно. Поэтому прибывшему конному полку ставилась задача скрытно выдвинуться на левый фланг, провести разведку, а затем лихой атакой опрокинуть фланг белых и выйти им в тыл, по возможности захватив село, ну или по крайней мере замедлить и ослабить наступление белых. Получив приказ, бывший ротмистр повел своих кавалеристов на позицию. Первая часть задачи была выполнена не плохо. Кавалеристы вышли на позиции скрытно.
Противник их, видимо, не заметил. Ведь ни один снаряд не ударил по кавалеристам. А может, это дело рук красных артиллеристов? Единственная полевая батарея красных смело и безрассудно, средь бела дня, под огнем противника вышла на позицию, на прямую наводку и вступила в контрбатарейную дуэль.
В считанные мгновения батарея была уничтожена, но и ей удалось нанести потери вражеским орудиям. Как бы то ни было, но кавалерийский полк занял исходную позицию. Были посланы разъезды вперед. Через полтора часа разведчики доложили, что против кавалеристов противника нет! Краском не поверил и переспросил. Но разведчики еще раз подтвердили, что прошли до самого села, обойдя передовые цепи противника в центре. А напротив кавалеристов противника нет. Да и в селе только штаб неприятеля. Части уже вышли в центр позиции для решительной атаки.
«Это судьба!» мелькнуло в голове у бывшего офицера. Стрельба в центре усилилась, глухо донеслось раскатистое Ура-а-а! Это белые пошли на штурм города. И верно, четыре батальона поднялись в полный рост и густыми цепями пошли в наступление. Причем на город по кратчайшему пути наступали роты из отряда Светлейшего князя Ливена, их наступление прикрывал гаубичный взвод шестидюймовок (одно орудие).
Основные же силы обходили город с севера, стремясь создать численный перевес в живой силе на этом участке. В этих условиях и начал выполнение приказа кавалерийский полк. Лихо вскочив в седло, командир выхватил саблю из ножен и громко скомандовал: «По-оолк! По коням! Сабли вон! По-эскадронно, первый эскадрон прямо, остальные правее, в атаку, марш-марш!» - тут же, заглушая последние слова командира, сигнал продублировала полковая труба, её подхватили эскадронные трубачи и полк сначала медленно, затем все быстрее и быстрее пошел в атаку.
Пройдя цепи своей обороняющейся пехоты, полк разделился - один эскадрон устремился в центр, на густые цепи неприятеля, стремясь сбить атакующий порыв противника, второй начал охват фланга, не встречая никакого сопротивления.
Воодушевленная красная пехота поднялась в наступление вслед за кавалеристами. Вскоре эскадрон в центре уже врезался в ряды белой пехоты. В считанные мгновения одна из рот была изрублена и отброшена. Порублен белый пулемет, схватились еще с одной ротой. Подоспевшие пехотинцы поддержали ружейно-пулеметным огнем. И, хотя белым удалось отбить атаку ценой гибели одного батальона, эффект от появления кавалерии в центре был ошеломительным - наступающий противник замялся, замедлил движение в центре, предпочитая ввязаться в огневой бой. Лишь одни ливенцы продолжили стремительную атаку на город.
Но тут белые просчитались. В городе было сконцентрировано до двух батальонов красной пехоты и две роты ливенцев были обречены. Подпустив противника поближе, красные открыли ураганный огонь. Пользуясь узостью фронта наступающих, красным удалось зайти противнику во фланг и обстреливать роты белогвардейцев с двух сторон, нанося им колоссальный урон. К тому же замолчала гаубица, израсходовав весь боекомплект. В общем, безрассудная психическая атака белых была без труда отбита. Остатки сильно поредевших ливенцев начали откатываться назад, к Большим Колпанам. Тем временем второй эскадрон сводно-кавалерийского полка, усиленный тачанкой, вышел в тыл и фланг неприятеля. Оставленная своей пехотой и совсем не прикрытая батарея в мгновенье ока была захвачена кавалеристами.
У краскома появилась не лёгкая дилемма. Продолжить атаку и захватить штаб в селе или же развернуть фронт эскадрона и направить удар в тыл наступающей белой пехоте в центре? Выбран был второй вариант. И, перестроившись, кавалеристы лихо атаковали противника с тыла.
Оказавшись в огне с двух сторон, белая пехота, побросав винтовки, массово начала сдаваться. Через полчаса бывший ротмистр докладывал в штабе о выполненном боевом приказе и о полном разгроме белых на этом участке фронта!.....
***
Вот так мы сегодня сыграли. Бой был довольно динамичный, а потому скоротечный. Как видим, белым не удалось выиграть в этот раз. Лишний раз убеждаюсь в сбалансированности правил. Отметаю все упреки о перекаченности силой белых отрядов. Наличие погон на плечах и крепкого командования не панацея. Важна мысль, идея. Андрей, на мой взгляд, допустил массу ошибок. Тут и отсутствие кавалерии и перегрузка армии дорогой артиллерией (у которой слишком быстро заканчиваются снаряды), и отсутствие конкретного плана на атаки. Типа, идем вперед, а там будь, что будет! Но главная, на мой взгляд ошибка — это скученность войск. Все было сконцентрировано в центре. Все четыре батальона в батальонных колоннах шли в наступление, пытаясь атаковать. Внимания флангам никакого. Отсюда и поражение. В наступление рота шла за ротой, мешая друг другу и облегчая мне обстрел атакующих. В общем, вывод прост. Нужно больше учиться тактике, ну и почаще играть. Со временем все придет, и опыт, и победы. Ну, а сегодня вот так! Хотя, по-моему, настроение у моего «противника» ничуть не ухудшилось. Наоборот, радость от встречи и игры подняла его. А возможно и долгожданное появление в клубе Олега Шевцова? Правда, в этот раз он заглянул в качестве гостя, а не участника.
К тому же появился какой-то азарт и планы по расширению армий. Мне тут же прилетел вызов сыграть в ближайшее время наоборот. Я - белыми, Андрей - красными, ну т.е. наш классический расклад. С условием, что состав армий и качество отрядов будет тем же. Я с удовольствием принял вызов. Ну, а для чистоты эксперимента привожу ниже состав армий, участвовавших в сегодняшнем бое.
Белые:
Три батальона регулярной пехоты. Все четырех-ротного состава, т.е. 12 рот
Один батальон элиты (ливенцы). Две роты
Четыре пулемета (по одному на каждый батальон).
Полевая батарея. Два трёхдюймовых орудия.
Гаубичная батарея. Одно шестидюймовое орудие.
Дополнительно взяты два священника и артиллерийский наблюдатель. Все роты полного состава по 10 фигурок.
Красные:
Два батальона новобранцев. Оба четырёх-ротного состава.
Два батальона регулярной пехоты. Один в четыре роты, другой в три.
Полк кавалерии. Регулярная. Два эскадрона по 8 фигур плюс тачанка.
Четыре пулемёта (по одному на батальон).
Полевая батарея. Два трёхдюймовых орудия.
Дополнительно в пехоту взял комиссаров и двух военспецов. Но в одном батальоне не было знамени. Ну а так, вроде всё?! Да, еще хочу добавить или подчеркнуть, что моя Красная армия строилась как Таманская армия 1918 года, а играли мы как бы на Северо-западе. Так что прошу не присылать вопросы и претензии к надписям на транспарантах и красным шевронам на рукавах. Я еще не достиг уровня красить армии под разные направления, хотя потихоньку к этому иду. Но уж точно это не про большевицкий мой контингент. От него я все таки хочу избавиться. Игроков теперь достаточно и иметь две противоборствующие армии на этот период не обязательно.
Ну вот, вроде и всё? Как обычно, осталось поблагодарить вас, что заглянули, прочли и оставили интересный комментарий. А я, пожалуй, закончу. До новых встреч на страничке блога и пока!
Прочитал с большим интересом. Спасибо за краткий анализ ошибок совершенных белыми... кавалерия такая вещь, что иногда непонятно, как ее правильно использовать, а с другой стороны, она может так зажечь...
ОтветитьУдалитьДа, все верно. Кавалерия оружие обоюдоострое. Просто не надо её кидать в без смысленные лобовые атаки на картечь и пулеметы.
УдалитьПрекрасный репортаж! Сбылась моя давнишняя мечта! На мой взгляд оборона Петограда незаслуженно массово воспринимается, как вторичный эпизод Гражданской войны. Не в качестве опраданий, а просто для полноты картины скажу, что мне ОЧЕНЬ не повезло с приказами: все наступать/атаковать, включая артиллерию. Ну и не хватило 1 очка, чтобы похоронить под завалами роту (или 2?) красных. Но это все отмазки... Блицкриг Алексея, как всегда безупречен. Спасибо за игру и за очень основательный подход!
ОтветитьУдалитьСпасибо и тебе, Андрей, за игру. Главное сделать правильные выводы и двигаться дальше. ;))
Удалить