Битва под Ярославом
(15 марта 1656 года).
....В начале апреля 1656 года к старой корчме в Елесне, что стоит на пути из древнего Кракова в Жилину, по уже растаявшему, повсеместно почерневшему снегу, подкатили сани. Ну как сани? Собственно, это были крестьянские розвальни. Правда, за санями верхом рысцой шли два боевых холопа и каждый из них вел в поводу по прекрасной лошади в дорогой сбруе. А в санях, кроме убогого возницы из местных крестьян, лежал кто-то в лисьей шубе. Старый Войцех, хозяин корчмы. Грузный мужчина с вечно красным от кухни лицом, пышными, уже седыми усами (на польский манер) и одним, но очень хитрым и проворным черным глазом (второй, по слухам, ему еще лет двадцать назад выкололи заезжие казаки-запорожцы, заподозрившие его в мошенничестве. Так вот, старый Войцех сразу смекнул, что в санях не то сидит, не то лежит не просто человек, а довольно знатный шляхтич. С проворством, присущим лишь трактирщикам, Войцех с лёгкостью выскочил во двор и, промчавшись по рыхлому снегу метров 20-30, первым оказался у саней, опередив даже спешившихся слуг приезжего. Человек в лисьей шубе, повозившись в санях, с большим трудом поднялся на ноги и тут Войцех остолбенел. В приезжем он сразу узнал Жилинского старосту, а по совместительству - поручика краковского шляхетского ополчения пана Миколая Зарембу, вставшего под знамена короля Яна II Казимира Вазу, сразу по возвращению второго из изгнания, да хранит в веках его пресвятая дева Мария. Слава о пане Миколае уже гремела в землях Малой Польши. Он с товарищами уже месяца два успешно, со всей жестокостью, совершал набеги на небольшие шведские отряды драгун-фуражиров и громил крошечные гарнизоны захватчиков по городам и крепостям в Малой Польше. А недавно, по слухам, его отряд вошел в армию самого Вельможного пана, коронного обозного, каштеляна киевского, старосты ковельского, гетмана польного коронного Речи Посполитой — Стефана Чернецкого. И не просто вошел, а стал одним из лучших в его войске. По слухам, пан Заремба с товарищами участвовал во всех важных битвах и при Голабе, и в победной под Ярославом. И тут сам герой Польши стоит перед корчмой старого Войцеха. Корчмарь, расплывшийся в улыбке, со всей любезностью подхватил под руку пана Миколая и повел его к себе в корчму, по пути предлагая лучшие вина и яства, коими располагала его убогая корчма.
Войдя в полутемный зал харчевни, а надо заметить, что в зале корчмы было сумрачно даже в самый светлый день, поэтому там постоянно горели свечи, а в глубине тлели угли в камине с вертелом, на котором из-за темноты не возможно было определить, кто же на нем жарится: баран, теленок или свинья? По этой причине очень часто впадали в грех заезжие турки-магометане и местные евреи, заказавшие, ну скажем, ногу ягненка, а получившие кусок свиньи. Но поварское искусство корчмаря было так хорошо, что обманутые прощали мошеннику многое. Войдя в корчму в окружении хозяина и двух своих слуг пан Заремба прищурился, силясь разглядеть хоть что-нибудь в темноте помещения. В зале почти никого не было. Лишь в одном углу скромно обедал ксёнз из Кракова с тремя монашками, а в другом пара местных шляхтичей, уже разгоряченные вином, громко обсуждали перспективы войны со Швецией. Немного пообвыкнув в потёмках, пан Миколай кивнул на дубовый стол у камина в знак того, что именно там он и желает присесть и подкрепиться с дороги. В момент корчмарь лично протер стол не свежим полотенцем, вечно торчащим у него за поясом, и подмигнул единственным глазом толстой кухарке Ядвиге: быстро, уже в четыре руки начали накрывать стол. Причем, чтобы ублажить и расположить к себе гостя, старый Войцех так и норовил подтолкнуть Ядвигу к Зарембе. Но толстые ляжки кухарки мало прельщали пана Миколая. Его больше интересовало вино и сытная еда. Утолив немного голод и разомлев от тепла камина, примерно через час, пан Заремба благодушно позволил Войцеху сесть рядом, подле его ног. Он видел, что с момента его появления здесь у корчмаря так и крутится на языке один, а может и не один, вопрос. Вопросов было много, но один волновал особо: правда ли, что пан Заремба участвовал во всех последних битвах польского войска под руководством пана Чернецкого, и был ли он участником главной, победной битвы под Ярославом? Выслушав корчмаря, пан Заремба неспешно, до дна, осушил очередную чарку вина, так любезно поднесенную Войцехом, и начал: «Да, пан корчмарь, немало мне пришлось помахать саблей в последнее время. Немало голов захватчиков упало к моим ногам. Бил я сам, били и меня, но, как видишь, моя голова пока на месте. Был я со своими товарищами и под Голабой, был и под Ярославом. Недели три назад после осечки у деревушки Голабы мы насилу с паном Чернецким вырвались из когтистых лап шведского короля Карла Х Густава. Мы стали отходить в сторону Львова, но этот прохвост, шведский король, начал преследовать нас и настиг бы, но проведенье и пресвятая дева Мария сподобили нас оторваться от противника. Под Любачевом к нам подошли литовцы и немецкая пехота, наёмники, удвоив нам силы. Теперь мы сами повернули навстречу врагу. И вот 15 марта вельможный пан Стефан Чернецкий выставил свои хоругви на поле сразу за городом Ярославом. Причем всю кавалерию сосредоточил на левом фланге, прикрыв, правда, своими гусарами и центр позиции. Пехота же, в основном немецкая, заняла наш правый фланг.
В центре собрали все имеющиеся у нас пушки. Шведов ждать долго не пришлось. Появились они тут же и встали напротив нас. Король - Карл со своей кавалерией и «цветными» своими полками занял центр, справа (напротив моих шляхтичей) разместил небольшие отряды своей лёгкой кавалерии и кирасир, ну, а наёмных шотландцев выставил слева.
Они почти так до конца сражения там и простояли. Так вот»- продолжал шляхтич. «Как только поднялось мартовское, еще не очень жаркое солнышко, а надо сказать, что в тот день заметно подморозило и земля была твердой как камень, пан Чернецкий лично повел своих гусар в атаку и прямо в центр, прямо на короля Карла.
Но мои хлопцы на резвых лошадках опередили вельможного и первыми атаковали шведскую кавалерию на фланге. Рубились отважно, отчаянно. Отличились даже эти разбойники пана Лисовского, приданные моему отряду. Надо признать, что шведские эскадроны были слишком малы, а пехота весьма не организована. Едва завидя наших всадников, пехота, сделав залп, пустилась на утёк, мои панцирные казаки так и не смогли её догнать. Она словно растворилась в тамошних лесах. Но за то я без труда вывел свою хоругвь в тыл шведам. А разбойники пана Лисовского уже заканчивали свою кровавую жатву, изрубив два шведских эскадрона.
В центре же наш отважный Чернецкий уже достиг линии врага. Первыми в бой вступили немецкие наёмные рейтары. Опять же, пользуясь своим численным превосходством и неорганизованностью шведской пехоты, они без труда опрокинули головные отряды шведов. Ну, а удар гусарской хоругви пана Чернецкого и вовсе расколол армию Карла пополам, в аккурат по центру.
Подошедшая наша пехота добавила жару, тщательно прореживая линию врага из мушкетов. Шведы завертелись, словно угри, выловленные в нашей матушке Висле и брошенные на раскаленную сковороду пани Ядвиги» -Заремба всё же ущипнул навязчивую кухарку, постоянно крутившуюся возле рассказчика, за пышный зад. Взвизгнув, кухарка отскочила. А пан Миколай продолжал: «Так вот я и говорю. Шведы запаниковали, их пехота начала бессмысленные перестроения, поворачивая фронт своих батальонов то в мою сторону, то в сторону кавалерии пана Чернецкого. Силы их оставляли, они несли большие потери от огня мушкетов подошедшей нашей пехоты. Нет, они сопротивлялись и даже пытались атаковать. Но, находясь в меньшинстве и будучи дезорганизованными, были отброшены и биты сами. Наконец-то и шотландцы вспомнили, за что им платят серебро. Они двинулись вперед, но вряд ли это что-то могло изменить.
Их центр рушился и погибал. Я уже вел свою панцирную хоругвь на окруженного врага, за мной летели бандиты Лисовского, поддерживая атаку, а из центра шведов атаковали гусары и рейтары вельможного пана Чернецкого.
В общем, не успело солнышко подойти к закату, как дело было кончено. Шведы потеряли все. Много их было побито, убит и генерал Хаммершельд, командовавший шведской кавалерией. Многие сдались в плен. Только вот всё никак не возьму в толк, как удалось улизнуть этому прохвосту Карлу? Сколько не рыскали лисовчики по округе после боя, так его и не нашли. Натыкались на отдельные отряды беглецов, увеличивая число шведских плененных, но ихнего короля поймать не удалось»! Пан Заремба осушил очередную чарку и с грохотом стукнул пустою о стол. «А куда Вы, вельможный пан Миколай, сейчас путь держите?» - робко и с подобострастием в голосе спросил старый Войцех. «Куда?» - как-то не добро зыркнул глазами Заремба: «Да получил я в том бою подарок из шведского мушкета. Пулю свинцовую в бок. Рана вроде пустяковая, не большая, да только вот зараза покоя не даёт: всё ноет, не успокаивается, а еще теперь и жар появился, вот я и отпросился у вельможного домой съездить, отлежаться. Дел-то впереди много». С этими словами пан Миколай велел запрягать своих лошадей и отправляться в дальнейший путь. Провожать его во двор вышли все: и пан корчмарь с толстой Ядвигой, и давно притихшие шляхтичи, и даже ксёнз с монашками. Оказывается, они все уже давно бросили свои дела и внимательно слушали рассказ пана Миколая о сражении, прошедшем 15 марта 1656 года.
***
Ну вот, друзья мои, удалось мне в конце каникул провести игру по ХVII веку, условно по «Шведскому потопу». Играл с Алексеем Патрушевым по правилам Т. Гора «Битвы эпохи Возрождения».
В этот раз пришлось наступить на горло собственной песне и воевать против своих любимых шведов. Но зато выгулял свою польскую армию. Она у меня, правда, все еще находится в стадии строительства (уже лет 6-7), но я не тороплюсь. Игры по теме не частые, да и шведов мне хватает. К тому же был еще повод: в канун Нового года, буквально 31.12.25, мне прибыло подкрепление из-под кисти Миши Бецкого в виде отряда лёгкой литовской кавалерии (Лисовчиков). Пост по этой работе обязательно появится в блоге, но чуточку позже. А вот выгулять «бандитов» хотелось. И надо признать, вопреки традиции, этот отряд очень хорошо себя зарекомендовал уже в первом своём бою. Имея шесть баз, он, в совокупности, разгромил шесть баз шведской кавалерии (потеряв всего одну свою). В общем, было как всегда весьма захватывающе и очень интересно. Алексей - игрок начинающий, не опытный. Поэтому, как мне кажется, он и допустил массу ошибок. Главная из которых - пассивность. Он просто реагировал на мои действия на поле. А это, по опыту скажу, слабая тактика и прямая дорога к поражению. Ну, да ничего, опыт — дело наживное. Просто, как мне кажется, надо почаще встречаться и играть, а с играми придет и опыт. Ну, а так как Лёша человек умный, очень скоро придет и успех. Впрочем, как многие утверждают и я с этим абсолютно согласен, победа в игре дело второстепенное (приятный бонус, вишенка на торте). По мне нет ничего более интересного, чем участие в игре, общение с единомышленниками и прочее. А этого вчера было в избытке. Да, армии были не большие, всего на 570 кредитов, но этого вполне хватило на полноценную игру. И тут, скорее, я виноват. Поляков у меня пока в строю не много. Есть ещё в фигурках (не покрашенные), примерно треть от имеющегося. Но, если я решу продолжить развивать эту армию, то нужно задуматься о закупке подкреплений. Впрочем, я полез уже совсем в дебри. Думаю, пора заканчивать. Текста в этот раз и так вышло довольно много.
В общем, я заканчиваю и прощаюсь с вами. Этим постом подвожу итог зимним каникулам (весьма, на мой взгляд, плодотворным с моей стороны). Как обычно, благодарю за посещение блога (а кого-то и клуба), терпение и традиционно за отзывы. Любопытно помимо оценки репортажа услышать и о ваших итогах зимних каникул в этом году.
Всё, записался я совсем! Всем пока!
P.S. Описанная в репортаже корчма в Елесне действительно существует под названием «Старая корчма» и является самой старой харчевней на территории Польши.
Ну, а харчевник Войцех, пан Миколай Заремба и прочие персонажи моего репортажа — это плод, так сказать, моего воображения. Кроме, конечно, короля Карла Х и пана Чернецкого, действительных участников битвы под Ярославом.














































Алексей, ещё раз спасибо за игру! Бы интересно увидеть в деле легендарных польских гусар. Красиво и эффективно! Шведы получили бесценный опыт и ушли зализывать раны....
ОтветитьУдалитьДа всегда пожалуйста, тезка! :) Ничего - это бывает. Как я уже сказал: нужен опыт. Я только не понял, репортаж то понравился? Всё ли верно изложено? А то сторонние читатели обычно всегда и другую сторону послушать?
УдалитьМощная битва! Прекрасное описание. Практически Сенкевич! Наверняка с пленными шведами обошлись гуманно. Солдатам погрозили пальцем и отпустили домой, а знатных офицеров отправили в польские замки на полное довольствие, чтобы их родные успели собрать символический выкуп.
ОтветитьУдалитьСпасибо, дружище. А я вот с супругой поспорил. Узнает кто или нет. Попытался именно Сенкевича спародировать. :)) Впрочем, вернемся к игре. Да Интересно получилось. ;)
УдалитьМне понравилось описание сражения!!!
ОтветитьУдалить