воскресенье, 10 мая 2020 г.

Марковцы. Кавалерия.


Марковцы.

Постоянные читатели моего блога давно уже догадались, что основой моей Белой армии на Гражданскую войну являются шефские подразделения генерала С.Л. Маркова. Так, очень часто на поле появляется Первый офицерский генерала Маркова полк, состоящий из двух батальонов. Прикрывает наступление марковская (шефская) батарея. В общем, что бы замкнуть обзор по этим частям не хватало только кавалерии. Информации по маркрвскому эскадрону, а позже дивизиону не много. Хотя я честно искал несколько лет. И так немного истории: В мае 1918 года была сформирована ещё одна часть, получившая впоследствии наименование «марковской». В соответствии с просьбой Сергея Леонидовича Маркова из состава Конной бригады была выделена сотня кубанских казаков, получившая наименование Отдельная конная сотня при 1-й пехотной бригаде. Казаки нашили чёрные «марковские» погоны, и сотня стала неофициально называться «марковской».

Так что основой для этого подразделения послужили кубанские казаки. О том, что это  только офицеры, я сведений не нашел. Скорее всего это да же не добровольцы. Просто из какого нибудь кубанского конного полка выделили сотню и приказом перевели в Добровольческую армию. Помимо погон, я нашел еще несколько отличий по униформе. Это черное донце кубанки с белым крестом и черный с белой отделкой башлык. В остальном это обычные казаки.


В прочем находясь среди добровольцев, не исключено, что кавалеристы переняли и другие элементы униформы (например цветные фуражки).











Как Вы наверное сразу заметили, нет знамени. Вот о нем как раз информация и изображения есть. Но как и прежде распечатать мне их не представляется возможным.  Пока! Но я обязательно всё покажу в цвете. А знамя очень простое, это не большой черный фаньён с литерой "М".


Примерно вот такой. И он обязательно взовьется на древке эскадрона. Ну и в завершении командир эскадрона и общее фото на память.







В декабре 1919 года Марковская дивизия почти полностью погибла при отступлении от  Харькова перед превосходящими силами красных в бою у села Алексеево-Леоново  Области Войска Донского После чего остатки марковцев отошли к Новороссийску, а затем были эвакуированы в Крым.
Уже в Крыму в Русской армии  барона П. Н. Врангеля в Марковской дивизии приказом Главнокомандующего № 3517 от 21 августа (3 сентября) 1920 г. из Отдельной конной сотни был образован Конный генерала Маркова дивизион. Правда, людей в нем было меньше чем в полном эскадроне. На 1 октября 1920 года дивизион насчитывал 150 сабель при 6 пулеметах.
После эвакуации армии из Крыма в Галиполи  все чины марковских частей были сведены в Марковский полк и Марковский артиллерийский дивизион. Для чинов полка в эмиграции был установлен нагрудный знак в виде чёрного мальтийского креста с белой узкой каймой, в центре — чёрный прямоугольник с пересекающимися по диагонали линиями, окружённый серебряным терновым венком; на концах креста даты: «12», «фев», «19», «18».

В 1922 году,  после переезда в Болгарию марковцы прекратили своё существование как отдельные воинские части, войдя в РОВС в 1924 году.
В общем, это пожалуй всё, что я хотел Вам сегодня показать Осталось только сказать, что все фигурки за авторством моего хорошего товарища Леонида Примаченко и художника Николая Князькова. Ну а как себя покажут в деле эти храбрые кавалеристы увидим на игровом столе.
Спасибо всем за внимание.

19 комментариев:

  1. Отличная работа! Маленький экскурс в историю создания подразделения:
    "Для своей бригады генерал Марков считал необходимым иметь и маленькую кавалерийскую часть. По его просьбе командир конной бригады, генерал Эрдели, выделил сотню кубанских казаков под командою есаула Растегаева, которая получила название Отдельной конной сотни при 1-й пехотной бригаде.
    - Сотне нашить черные погоны, - приказал генерал Марков, когда смотрел ее. С этого времени она неофициально стала называться "марковской", как по подчинению генералу Маркову, так и по погонам его Офицерского полка"
    Павлов В.Е. Второй поход на Кубань//Марков и Марковцы. Посев. 2001. с.197-198

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Миша. Вот всегда рад твоему обстоятельному и лаконичному ответу. Когда писал текст, держал в голове фото, что видел где то у тебя. Так и своих покрасить хотел. Вроде кубанцы, а вроде добровольцы.

      Удалить
  2. Прекрасное пополнение! Коллекция растет, поздравляю. А что это за шефские подразделения, разъясните, плиз...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, дружище. ну как не знать о шефских частях белой армии?. В основном- это так называемые "цветные части". Если Корниловкий ударный полк ведет свою историю ещё с времен Великой войны. то Марковцы, Алексеевцы и Дроздовцы - это уже продукт гражданки. Вск эти части шефские. В двух словах не раскажешь. В общем были они, шефские части русской армии.

      Удалить
    2. Спасибо! В смысле "подшефные" части русской армии.

      Удалить
    3. Я бы сказал именные. Генерал Бакланов умер в 1873 году, а его шефский полк 17-й донской у меня есть. Или вот Атаманский полк он же то же наследника Цесаревича полк.

      Удалить
  3. Очень достойное пополнение, Алексей.
    Надеюсь они будут тебя радовать на игровом столе, так же как сейчас меня радуют прекрасным внешним видом:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Дима. Я то же очень надеюсь, хотя мои друзья упрекают меня в том, что я в этой игровой системе бью всех своих врагов. Но тут я ничего не могу поделать. Меня так учили. И пусть товарищи простят меня за это и учатся. Я не умею поддаваться.

      Удалить
  4. Симпатичные фигурки, и форма с неброскими, но интересными деталями. Приятное пополнение, Алексей 8)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Денис. Я был уверен. что ты оценишь эту лаконичность. Ну прямо - восток!

      Удалить
  5. Колоритное пополнение получилось. Мои искренние поздравления дружище:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Андрей. Рад, что тебе зашло.Ловлю себя на мысли, что эта тема меня полностью поглотила. Нет, я по прежнему живу и другими проектами.

      Удалить
  6. Beautifully presented. They look eager for action.

    ОтветитьУдалить
  7. С отличным пополнением, Лёша, класс!

    ОтветитьУдалить
  8. Прекрасные фигурки и роспись. Лёша, поздравляю с пополнением коллекции. Как закончатся ограничительные меры, вручи им этот фаньон и зафоткай для нас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Дима. Обязательно подготовлю пост по знаменосцам. Их, надо признаться, уже прилично набирается.

      Удалить