воскресенье, 6 ноября 2022 г.

Бой у Молодечно.

 

Бой у Молодечно.

 

  В три часа утра 17 сентября 1939 года заместитель наркома иностранных дел СССР Потемкин зачитал ноту  прибывшему послу Польши в СССР Вацлаву Гржибовскому: «Польско-германская война выявила внутреннюю несостоятельность польского государства. В течение десяти дней военных операций Польша потеряла все свои промышленные районы и культурные центры. Варшава как столица Польши не существует больше. Польское правительство распалось и не проявляет признаков жизни. Это значит, что польское государство и его правительство фактически перестали существовать. Тем самым прекратили своё действие договора, заключенные между СССР и Польшей. Предоставленная самой себе и оставленная без руководства, Польша превратилась в удобное поле для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для СССР. Поэтому, будучи доселе нейтральным, советское правительство не может более нейтрально относиться к этим фактам. Советское правительство не может также безразлично относиться к тому, чтобы единокровные украинцы и белорусы, проживающие на территории Польши, брошенные на произвол судьбы, остались беззащитными. Ввиду такой обстановки советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии. Одновременно советское правительство намерено принять все меры к тому, чтобы вызволить польский народ из злополучной войны, куда он был ввергнут его неразумными руководителями, и дать ему возможность зажить мирной жизнью».

Потемкин Владимир Петрович.

Гржибовский Вацлав.
Посол не принял этой ноты, но через границу уже двигались колонны Красной армии двух фронтов, спешно преобразованных из двух западных военных округов (Украинского и  Белорусского). Сломив незначительное сопротивление польской пограничной стражи, советские части быстро продвигались  по дорогам Польши, не встречая никакого сопротивления. Напротив, повсеместно в селах и городках красноармейцев встречало местное население цветами и самогоном. Такое радушие было вызвано, прежде всего, проводимой Польшей полонизацией своих восточных территорий. Вторая республика не знала миллионов заключённых в лагерях и расстрелов сотен тысяч — но в «кресах всходных» вела себя хуже, чем некоторые в колониях. Восточные воеводства с украинским и белорусским большинством были охвачены массовой безграмотностью и нищетой. Непольские языки, культуры и конфессии целенаправленно и унизительно подавлялись. Неудивительно, что и украинские и белорусские крестьяне, и евреи из местечек и городов массово приветствовали советские колонны. Для поляков вторжение было национальной трагедией и катастрофой — но для прочих народов, жертв шовинизма Второй республики, оно несло освобождение и надежду. А также спасение от режима нацистов, что было особенно важно для многочисленного еврейского населения.

 Отмахав без малого 35 км, из района Радошковичи  разведвзвод 81-го стрелкового полка 27-й пехотной дивизии подходили к городу Молодечно. Совместно с пехотой двигалась разведка 24-го механизированного полка м-ра Огурцова и  группа пограничников вновь сформированного 84-го погранотряда.

Не доходя до города примерно километр, бойцы красной армии были обстреляны поляками. Тут, в Молодечно, еще с двадцатых годов размещался гарнизон 86-го пехотного полка Войска польского. Основные силы полка еще две недели назад были переброшены на запад, на германский фронт, но в городе видимо кто-то остался? Оценив обстановку, красноармейцы решили вступить в бой, не дожидаясь подхода основных сил. Путь к городу преграждала небольшая речушка Уша. Через неё был перекинут мостик и в полутора километрах  южнее, напротив села Мойсичи, пограничники обнаружили брод. Именно эти ключевые точки и решили занять разведчики, обеспечив тем самым возможность основным силам армии возможность продвигаться беспрепятственно вперед. Поляки же, напротив, всеми своими силами  решили не допустить проникновения советов на западный берег Уши, овладеть переправами и организовать прочную оборону на этом рубеже.







Но пока тихоходные польские танки (Рено-2 и 7-ТР)  начали движение к броду, через него уже перешли пара Т-26 и, заняв позиции на сельских огородах, начали обстрел выдвигающихся вперед поляков. Первыми же залпами танкисты уничтожили  артиллерийский расчет противника.  И вступили в бой с танками поляков. В это время через мост, сквозь цепи наступающей советской пехоты, в тыл пронесся польский бронеавтомобиль (Wz 29 Ursus) , поливая из пулеметов все живое. Пришлось для его ликвидации отрядить достаточно большие силы (расчет ПТР, отделение пехоты, командира одного из взводов).



 Пару раз этот бронеавтомобиль обстреливали и советские минометы. Забегая вперед скажу, что нейтрализовать эту машину удалось (обвешав пинами), а вот уничтожить - нет. Этот дерзкий польский прорыв внес определенную сумятицу в действия Красного отряда, но на общий план действий не повлиял. Разведвзвод уже занял позиции в густом кустарнике на восточном берегу реки и, пользуясь этой защитой, принялся обстреливать неприятельскую пехоту, засевшую в крайних домах городка. Вскоре к мосту подкатили и сорокопятку. Артиллеристы, хоть немного и запоздали, но все же вполне успешно приняли участие в артиллерийской дуэли с польско-английской противотанковой пушкой.


В это время поляки, обнаружив прорыв советских танков на своем правом фланге, решили максимально насытить его противотанковыми средствами. Отправив к паре своих танков и миномету еще расчет ПТР и самоходку ТКС с автоматической 20мм. пушкой. Но на помощь советским танкистам уже спешили три отделения пограничников. Два из которых заняли дома деревни, образуя прочный тыл, а одно закрепилось на холме, на восточном берегу Уши. Тут же, переправившись через реку, пулеметный Т-37 вступил в бой и совместно с пограничниками уничтожил польский расчет ПТР.  Другой расчет бесславно погиб в мансарде третьего этажа дома в Молодечно, предпочтя броне противника русского лейтенанта.





 После первого же выстрела этого ружья, кстати сказать не очень удачного (лейтенант остался жив) мансарда была буквально изрешечена выстрелами Красной пехоты. Расчет погиб.  Ну а у деревни продолжался танковый бой. Надо признать, что поляки в нем преуспели. Сначала им удалось подавить мораль советских танкистов (обвешав обе машины пинами), так что танки прекратили отстреливаться, а затем и уничтожив командирскую машину подойдя буквально в упор. Но, не имея поддержки своей пехоты польские танки остановились. Время поджимало, и поляки по всему фронту бросились в безрассудные пехотные атаки.  Из города к мосту бросилось два отделения польской пехоты с медиками и командной группой, но метким огнем красноармейцев и минометов в короткое время эта атака была отбита. Полностью уничтожена живая сила противника у моста.




  В деревне к обороняющимся пограничникам подошел последний из уцелевших советских танков Т-37. Подошел очень вовремя. Как раз в момент его подхода поляки попытались атаковать деревню своей пехотой. Танк подавил одно из отделений противника своим огнем, ну а второе все же атаковала пограничников. Надо сказать, что занимавшее этот дом отделение пограничников постоянно подвергалось обстрелу и на момент атаки в доме находилось только пять бойцов. Поляков было вдвое больше, но как Львы дрались советские пограничники. В ход шло все от штыков и прикладов, до саперных лопаток. Пограничники погибли все, не отступив ни на шаг, ну а поляков осталось только четверо. 








Поэтому ответной атакой другого отделения пограничников противник был вышвырнут из дома. И ни поддержка танков, ни присутствие польского командования не могло уже изменить картину боя у села. Окончательно поняв всю тщетность  сопротивления, потеряв большинство отрядов, поляки прекратили бой, и остатки 86-го полка откатились на юго-запад, к Румынской границе.  Поздним вечером 17 сентября министр обороны Польши Эдвард  Рыдз-Смиглы приказал войскам общий отход уже не на предмостье, а за границу Румынии или Венгрии. 
Рыдз-Смиглы Эдвард

Вступать в бой с РККА не следовало, кроме случаев попыток разоружения. Держаться должны были лишь части, прикрывающие южное приграничье. После чего главком вместе со ставкой пересёк румынскую границу. Ранее туда же отправилось правительство во главе с президентом  Игнацием Мосьцицким.
Мосьцицкий Игнаций

***  

Играли  по правилам «Bolt Action» на сторону по 1350 кредитов.

Силы РККА: 3 отделения пограничников (регулярные), 3 отделения пехоты (новобранцы) + еще одно бесплатное, 2 средних миномета, 1 противотанковая пушка, 1 расчет ПТР, 2 танка Т-26, 1 танк Т-37, 2 мл.   лейтенанта, 1 капитан.

Поляки: 2 отделения пехоты (ветераны), 2 отделения пехоты (регулярные), 2 расчета ПТР, 1 средний миномет, 1 противотанковое орудие, 1 полевое орудие, 1 танк Рено, 1 танк 7-ТР, 1 бронеавтомобиль Wz 29 Ursus, 1 танкетка ТКС, 2 медика, 2 подпоручика.

Вроде никого не забыл? Ну, если что, меня поправят. Было весело. Помимо участников было и много гостей. В общем, отлично провели время и, видимо, в скором времени стоит ожидать продолжения.

Ну а у меня на сегодня все! Спасибо, что заглянули.

13 комментариев:

  1. О! Поляки - свежая барсучья струя 8)))
    Я так понимаю, поляки Юры Боярина? Осталось еще японцев чтобы в Маньчжурии играть ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Денис. Да, поляки Юрины. Насчет японцев не знаю? По слухам Дворянский делает, но мы не стоим на месте.
      P.S.Нам бы немцев?! ^)))

      Удалить
    2. Так у Сережи же есть и, вроде, у Юры Гордеева. Уж чего-чего, а немцев достаточно, впрочем? как и советов

      Удалить
    3. Все верно, НО! У Сереги поздние, к стати у Олега Шевцова то же. У Юры вроде есть, но ему Болт не очень. Т.е. на игру тяжело вытащить. С советами та же история. К примеру Мы с Тобой одну армию не составим. У меня до лета 194, у тебя годом позже.

      Удалить
    4. Но ты можешь Ваню подтянуть, у него более универсальная армия. Я для свой армии вижу примерно 3-4 противников

      Удалить
    5. Ну, мне даже и ответить нечего! ;))))

      Удалить
  2. Видел вторжение своими глазами! Насколько мне не нравится то, что происходит у вас по Гражданке, настолько понравилась эта игра. Задумался об участии....
    А японцы есть у Дворянского.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лёня. Спасибо, что написал и заглянул. Рад был тебя видеть. Ну а по игре? Во всем есть своя прелесть и свои недостатки. Вот по Болту тяжело репортажи писать. Очень странные армии на поле собираются.

      Удалить
    2. Если под словом странные мы будем понимать не самые популярные армии, то это не делает игру менее интересной, как я увидел, и это объяснимо.
      Сделаешь ожидаемый Вермахт, и тебе пришьют пропаганду фашизма.

      Удалить
    3. Нет. под словом СТРАННЫЕ, я имел в виду состав отряда. Впрочим, я тебе уже об этом говорил. Ну не может быть у пехотного взвода усиление на батальон.
      А пропаганду-это смешно. :)) Может ты немцев специально сделаешь. что бы их громили на столе?

      Удалить
  3. Как интересно!!! А поляки оригинальные или это конверсии?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, это вопрос к хозяину. Хотя поляков много кто делает. Я понимаю монголы бы или албанцы какие нибудь?

      Удалить