вторник, 28 мая 2024 г.

Дню пограничника посвящаю.



 Пограничники в Великой войне.

(часть I)

     Минул еще один год. Год, с его заботами и проблемами. Год, с его холодной весной и поздней Пасхой. Еще один, удаляющий меня все дальше и дальше от времен моей службы на границе. Но каждый год в конце мая воспоминания возвращают меня в дни юности. Сердце переполняется гордостью, я достаю свою зеленую фуражку и встречаюсь с армейскими друзьями. Поразбросало нас по стране, но все же мы помним и гордимся! По этому случаю, ежегодно, 28 мая, я выкладываю в своем блоге маленькую статейку, посвященную пограничникам. Чередуя историю и современность. Сегодня я снова вернусь к временам Великой войны. Расскажу о действиях пограничников западных округов, т.е. тех пограничников, кто непосредственно встретил войну на границе, как бывало не раз. О переброске пограничных частей из других регионов на театр военных действий. В прочем, обо всем по порядку. Для начала напомню о структуре и системе охраны границы Российской империи в начале ХХ века.

    15 октября 1893 г., как известно, был создан в России Отдельный корпус пограничной стражи. Воинская часть для охраны государственной границы. Корпус подчинялся Министерству финансов Российской империи, но был выделен в отдельную от таможенной службы структуру. В военное время корпус переходил в оперативное подчинение Военного министерства. В число основных функций корпуса были включены охрана границы и борьба с провозом контрабанды. Таможенными сборами пограничная стража перестала заниматься с момента выделения в особый корпус, в то же время на пограничную стражу были возложены не только охрана рубежей, но и ведение разведки, обязанности по помощи армии в ведении боевых действий на границе в военное время. Руководство корпусом пограничной стражи осуществлял министр финансов, также являвшийся шефом пограничной стражи. Ему подчинялся командир Корпуса. С 16 апреля 1908 года и по февраль 1917 года корпусом командовал генерал от инфантерии Пыхачёв Николай Аполлонович.

Резюмируя, деятельность корпуса была сведена к несению двух основных видов службы — сторожевой и разведывательной. Пограничная стража играла важнейшую роль в защите государственной границы Российской Империи. Служба пограничников тогда, как и сейчас, оставалась очень рискованной, но офицеры и нижние чины выполняли свой служебный долг с честью, порой отдавая здоровье и жизни за безопасность российского государства. Только за двадцать лет с 1894 по 1913 гг. пограничная стража участвовала в 3595 вооруженных столкновениях. Пограничниками было ликвидировано 1302 нарушителя границы, при этом общее количество погибших в боях с нарушителями и контрабандистами пограничников за 20 лет составило 177 человек. Подготовка пограничников была направлена на обеспечение постоянной готовности к вступлению в боевые действия. Фактически пограничники и в мирное время функционировали в режиме военного времени. К моменту начала Первой мировой войны Отдельный корпус пограничной стражи включал в свой состав семь западных и южных округов, 31 пограничную бригаду, 2 особых отдела, крейсерскую флотилию в составе 10 морских крейсеров, Заамурский округ. Численность пограничной стражи достигала 60 000 офицеров и нижних чинов. Но, вместе с тем надо признать, что наряду с достигнутыми успехами существовали и недостатки. Прежде всего это отсутствие подготовительной базы. В империи не было ни одного специального учебного заведения для подготовки офицеров-пограничников и не существовало учебных подразделений для нижних чинов. В корпус поступали на добровольной основе. В основном казачьи и кавалерийские офицеры. Реже - представители других родов войск. Отслужив в корпусе положенный срок, офицеры уносили с собой свой богатый опыт по охране границы. Так, на дальнем востоке в рядах корпуса служил Лавр Георгиевич Корнилов, будущий главнокомандующий Добровольческой армии.


 В связи с этим прерывалась преемственность, не сохранялся боевой опыт и, соответственно, эффективность охраны границы росла медленно.








  По структуре, напомню, Корпус делился на округа. Округа на бригады. Состав бригад формировался по кавалерийским штатам и состоял из сотен (конных и пеших). Те, в свою очередь, составляли кордоны и участки. Способы охраны границы (по сути виды пограничных нарядов) были тогда следующие: часовой, секрет, конный разъезд и объезд, летучий отряд, часовой у таможенной рогатки, дежурный у поста, засада. По предвоенным взглядам правительства Российской Империи, Отдельный корпус пограничной стражи на случай возможной войны был включен в общий план мобилизации и в случае ее начала должен был выставлять правильно организованные боевые части во всех округах пограничной стражи, расположенных по сухопутным и морским границам империи. В «Инструкции службы чинов Отдельного корпуса пограничной стражи» (1912 г.) было определено: «С объявлением мобилизации часть войск и суда флотилии корпуса пограничной стражи передаются, на основании установленных для сего правил, в распоряжение: первые – Военного, а вторые – Морского ведомства». Всего, по предвоенным планам, должно было быть сформировано и передано в подчинение армейского командования 79 конных (по 127 чел.) и 79 пеших (по 221 чел.) сотен пограничной стражи общей численностью около 22 тыс. офицеров и нижних чинов, т.е. более трети предвоенных сил Корпуса (и это без учета передачи 100 процентов сил и средств флотилии Отдельного корпуса пограничной стражи Морскому ведомству). Остальные части Корпуса должны были продолжать нести службу по охране государственной границы империи.


  Вернемся к началу Великой войны. Для частей и подразделений Отдельного корпуса пограничной стражи война началась вечером 17 июля 1914 г. с поступлением из Санкт-Петербурга в штабы пограничных округов России экстренных телеграмм, в которых объявлялось о начале с ноля часов 18 июля общей мобилизации в стране, о переводе армии и флота, в том числе и Отдельного корпуса пограничной стражи, на военное положение. С объявлением мобилизации в России в войсках Отдельного корпуса пограничной стражи, дислоцированных на западных участках государственной границы, началось формирование и слаживание пограничных сотен. Охрана государственной границы была временно приостановлена, но уже через сутки – двое возобновлена, только уже силами конных разъездов и дозоров, выделявшихся от сформированных сотен, преобразованных в полки. Несмотря на то, что пограничные полки перешли в ведение военного министерства, они сохраняли свои названия и свою обособленность. Т.е. они оставались именно пограничными полками. С началом войны конные пограничные сотни были сведены в полки, дивизионы и отдельные сотни. К примеру, 5-й Гроджинский и 6-й Таурогенский погран. полки пошли на формирование новой кав. дивизии вместе с 20-м Финляндским драгунским полком и полком Офицерской кав. школы. 14-я Ченстоховская пограничная бригада была переименована в 14-й пограничный конный полк, который вошёл в состав 14-й кав. дивизии. Вооружение пограничников было штатным, т.е. солдаты имели карабин и шашку (драгунскую), офицеры - наган и шашку, пик в полку не было, однако в ходе ведения боевых действий пограничники самостоятельно обзавелись пикой. 15 и 16 пограничный полк был сформирован на основе 15 — 16 пограничных бригад и вошёл в состав 14 кав. дивизии.



   С объявлением Германией войны России в бригадах Виленского, Варшавского и Киевского округов пограничной стражи было создано по три – четыре летучих разъезда (от 30 до 70 чел. в каждом) для действий на сопредельной стороне. Они, после получения приказа, пересекли государственную границу и приступили к уничтожению важных объектов на территории противника и ведению разведки. При этом пограничникам на целом ряде участков границы пришлось вступать в огневое соприкосновение с передовыми (главным образом, разведывательными) отрядами противника. Пограничные разъезды решительно уничтожали на вражеской территории различные склады, сеяли панику, разгоняли чинов запаса, прибывших на сборные пункты, разгоняли табуны собранных лошадей, уничтожали телеграфы: делали все, чтобы сорвать вражеские планы проведения мобилизации. В некоторых случаях конные пограничные сотни в составе армейских частей и подразделений вели наступление на противника с целью захвата его важных объектов, в том числе и целых городов, после чего пограничным сотням поручалась их охрана. Во второй половине июля 1914 г. чины Отдельного корпуса пограничной стражи первыми приняли на себя удар вражеских войск. Первыми погибшими воинами России в Первой мировой войне стали пограничники 6-й Таурогенской пограничной бригады: штаб — ротмистр Рамбиди и вахмистр Пристыжнюк. Практически повсеместно сформированные вдоль западной границы империи пешие пограничные сотни в течение 2 – 3 суток отступили вглубь страны к крепостям, где они стали нести караульную, конвойную, полицейскую службу и службу связи, службу ординарцев, а в ряде мест – занимать форты и отделы крепостей и обеспечивать их оборону. Начиная с 6 – 7 дня после объявления мобилизации, на базе этих пеших сотен, по приказам комендантов крепостей, стали формироваться пограничные батальоны, чуть позже - полки и даже отдельная пограничная бригада (как в Ново-Георгиевской крепости). Выполнив две главные задачи начального периода войны − обеспечение прикрытия стратегического развертывания войск русской армии и осуществление разведывательно-диверсионной деятельности на территории противника, отмобилизованные подразделения пограничной стражи вошли в состав пехотных и кавалерийских частей действующей армии и гарнизонов крепостей полным составом, и под руководством армейского командования приступили к участию в боях. В кампании 1914 г. на ряде фронтов командование русских войск стало ставить перед сводными подразделениями пограничной стражи задачу ведения партизанской борьбы с противником. Эта задача не снималась и в последующие годы войны.  Большие потери русских армий к началу весенней кампании 1915 г. на всех участках русско-германского и русско-австрийского фронтов вынудили командование русских войск все чаще привлекать силы и средства сводных формирований пограничной стражи для боевого усиления армейских полков, дивизий и корпусов, восполнения их боевых потерь. В силу этого, решением военного командования в 1915 г. стало более активно идти на формирование пограничных батальонов, сводных отрядов, полков, бригад и даже дивизий. Правда, и в кампании 1915 г. продолжали фактически действовать и отдельные пограничные сотни. Многие из них находились в непосредственном подчинении командиров армейских полков и дивизий (составляя их резерв), которые обычно совершенно не жалели и не берегли пограничников (не свои ведь, а приданные), ставили перед ними неоправданно тяжелые задачи, считая их «белыми неграми»: такой термин реально бытовал в войсках русской действующей армии. Сохранившиеся в архивах полевые книжки офицеров пограничной стражи убедительно свидетельствуют, что в период отступления русских полков и дивизий пограничные сотни нередко выступали арьергардными подразделениями, подчас обреченно прикрывавшими отход основных сил русских войск и задерживавшими наступление значительно превосходивших сил противника. Часто они обеспечивали охрану, а при необходимости, и уничтожение переправ на реках, находясь под сильным артиллерийским и пулеметным огнем врага. В отдельных случаях сводные пограничные части и подразделения оставались у армейского командования последним резервом и последней надеждой, чьи силы и средства могли позволить выполнить поставленную боевую задачу. И все же, все чаще пограничники начинали действовать в составе полков и более крупных сводных пограничных формирований. Так, например, в начале августа 1915 г., Сводная пограничная пехотная дивизия не только упорно защищала определенный ей участок фронта, но и отчаянно контратаковала противника. При этом пограничники несли огромные потери: за три дня августовских боев в дивизии осталось лишь 500 штыков (чуть более двух сотен). В 3-м пехотном пограничном полку после оборонительных боев августа – сентября 1915 г. в строю не осталось ни одного офицера, потери нижних чинов составили около 500 человек. 

   Начиная с апреля 1915 г. в связи с обозначившимся в действующей армии дефицитом людских ресурсов на Юго-Западный русский фронт началась переброска конных и пехотных полков Заамурского округа пограничной стражи, сведенных затем в 3 пехотные и 1 конную пограничные дивизии. Всего за годы войны Заамурский пограничный округ, с учетом мобилизованных запасных нижних чинов, дал фронту не менее 15 пехотных пограничных полков, сведенных в 5 пограничных Заамурских пехотных дивизий, и 6 конных полков, составивших знаменитую Заамурскую пограничную конную дивизию.

    При переходе русских войск в наступление, перед пограничниками очень часто ставились задачи прорыва обороны противника (включая и глубоко эшелонированную), либо развития успеха в таком прорыве (в первую очередь, силами конных полков). Так, например, в декабре 1915 г., когда 11-я армия генерала Сахарова перешла в наступление, Заамурской конной дивизии была поставлена задача «устремиться в прорыв и, действуя в тылу противника в направлении Бржезаны – Поморжаны, парализовать тыловые коммуникации противника». По итогам выполнения этой задачи, разгромленные австрийцы прозвали заамурцев – «зеленые черти». В целом в кампании 1915 г. обстановка на фронте вынудила высшее военное командование России использовать «зеленые войска» в качестве обычных армейских формирований (конных и пеших) как в оборонительных, так и наступательных боях.

   В таких условиях пограничники вошли и провели два первых года Великой войны. Возможно, я в будущем вернусь к освещению этой темы и напишу продолжение. Расскажу о действиях пограничников в период 1916-17 гг. Расскажу и об отдельных примерах героизма солдат и офицеров пограничной стражи. Но это уже темы следующих статей. А на сегодня, пожалуй, все. Спасибо, что зашли и прочитали. Главное, что прокомментировали. Кстати, отклик на статью и станет залогом написания продолжения. Станет ясно, интересна вам эта тема или не очень.

   Еще раз всех хочется поздравить с ДНЁМ ПОГРАНИЧНИКА! Наша служба не заметна, но так важна. Поэтому, хоть иногда вспоминайте о скромных парнях в зеленых фуражках, охраняющих ваш покой и готовых в любую секунду первыми встретить врага.

С праздником, друзья!





При написании статьи использовал следующие материалы:

ЛИТЕРАТУРА

  1. Боярский В. На стороже Руси стояти. Страницы истории пограничной стражи Российского государства, (серия «Стражи порубежья»). - М. Граница; 1992.

  2. Брижик А. Н., Макаров Н. И. Строительство пограничных войск в довоенный период. - М. 1991.

  3. Ежуков Е. Становление и развитие пограничной охраны России в XV - начале XX веков. М.: АФПС, 1996.

  4. Родачин В.М. Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве // Право и безопасность. – 2003. - № 3-4 (8-9), декабрь.

  5. Чернушевич М.П. Материалы к истории пограничной службы. - Спб 1900-1910.

  6. Маслов К.Н. Опыт боевого применения Пограничной стражи России в Первой мировой войне. //Интернет-журнал «Общество, государство, право» выпуск №4

  7. Статьи и заметки из интернета.

4 комментария: