воскресенье, 31 октября 2021 г.

Контрудар под Казаковкой.

 

                               

                                    Краткая военно-политическая ситуация 

На октябрь-ноябрь 1919 года. 

 

К середине октября 1919 г. положение Вооруженных Сил Юга России заметно ухудшилось. Ситуация в тылу была неудовлетворительной. Своя война шла на Северном Кавказе, волновалась Кубань, где брали вверх самостийники. В Новороссии и Малороссии одно за другим вспыхивали восстания. Мощное восстание Махно отвлекало резервы и даже войска с фронта. Добиться поддержки народа в Малой России не удалось. Крестьяне массово поддерживали махновцев и других атаманов. Надежда на поддержку городов также не оправдалась. Даже Киев, огромный город, полный беженцев, почти не дал белым добровольцев. Наиболее непримиримые ушли к белым ещё в 1918 г., остальные придерживались нейтралитета. Красная Москва заключила перемирие с Польшей и петлюровцами, которые всё больше ориентировались на Варшаву. Это позволило перебросить подкрепления на Южный фронт с Западного. В центре белогвардейцы всё ещё рвались вперёд, к Москве. Корниловцы нанесли поражение правому флангу 13-й красной армии и 13 октября 1919 г. взяли Орёл. Их передовые подразделения вышли к Мценску. Части 9-й и 55-й стрелковых дивизий 13-й армии были смяты и разгромлены, 3-я дивизия отступала. Красная 13-я армия понесла тяжелое поражение. Возникла угроза потери Тулы. До Москвы оставалось не более 200 верст. Но силы белых были не безграничны. Наступление выдохлось. Красные начали свое контрнаступление. В истории это событие носило название  Орловско-Кромское сражение, которое проходило с 11 октября по 18 ноября 1919 года.

Об эпизоде этих событий и пойдет сегодня речь.

Контрудар под Казаковкой.




 Всю ночь непрерывно шел противный, холодный, осенний дождь, периодически переходящий в снег.  Поручик Вилейко брел по раскисшей от влаги дороге, машинально подгоняя солдат своего взвода. Холод,  нестерпимый холод пробирал молодого поручика до костей. Промокшая насквозь шинель не спасала от холода. Наоборот,  впитав в себя массу влаги, она своей тяжестью давила на плечи и спину. Бойцы уныло шагали вперед, подчиняясь приказу своего батальонного командира, капитана Павлова В.Е..  Приказ был один: Ускоренным ночным маршем два батальона полка  должны были закрыть брешь в обороне армии у  деревни Зиновьево. Накануне, части 13-й красной армии прорвали фронт в районе села Покровского и устремились в брешь, в направлении Ливны – Воронеж – Курск.  В месте прорыва  никаких серьезных частей белых не наблюдалось за исключением двух батальонов мобилизованных новобранцев. Поэтому, закрыть эту дыру и предполагалось  третьим Марковским полком, одной батареей и первым Лабинским кубанским конным полком.





К утру, измотанные ночным маршем,  едва державшиеся на ногах, оба Марковских батальона подошли к деревне Зиновьево.  Туда же прибыли и остальные части белых, на плечи которых была возложена задача: остановить прорыв противника.  Не доходя до деревни версты полторы, был объявлен привал. Поручик Вилейко, едва продублировав приказ своему взводу, как подкошенный рухнул на раскисшую от снега и дождя землю, невзирая на чудовищный холод и прибавившийся к нему голод мгновенно уснул. Через два часа, к рассвету, прибыл капитан Урфалов А.С. командир третьего Марковского полка. Оценив обстановку, капитан немедленно отдает распоряжение  отправить первый батальон полка с одним батальоном новобранцев в наступление на  деревню Казаковка, а второй батальон с другим батальоном новобранцев отправляет вперед, через Зиновьево. Для фланговой поддержки, правее вперед отправляются и кубанцы. На окраине деревни развернулась батарея и штаб отряда. 

Пробудившись, Вилейко, тряхнул молодой головой, прогоняя остатки сна, и громко скомандовал своим людям развернуться в цепь и начать движение в направлении Казаковки. Пройдя пару сотен шагов, поручик явственно увидел впереди себя, на выходе из Казаковки колонну красной пехоты. 





Вилейко не поверил своим глазам, красные шли вперед колонной без всякого боевого охранения. «Почему же молчит наша артиллерия?» мелькнуло в голове у молодого офицера. И тут же он услышал разрывы трехдюймовок справа.  А дело в том, что пока солдаты первого батальона, развернувшись в цепи, повели наступление на Казаковку, справа Кубанские казаки с ходу напоролись на огромную колонну красных, пытающуюся развернуться за лесом напротив Зиновьево. И как здорово, что с казаками капитан  Урфалов отправил артиллерийских наводчиков! Связавшись с батареей, прокричав в телефонную трубку координаты позиций противника, артиллерийский наводчик снова прильнул к окулярам своего бинокля. 






Залп батареи накрыл кавалерию красных. Первым же снарядом в щепки разнесло тачанку красных. С седел начали падать  убитые и раненые красные кавалеристы. Опешив от неожиданности, красные остановились. Еще один залп и большевики получают артиллерийский удар по пехоте. В их рядах легкое замешательство. Вперед, на врага, в атаку бросаются казаки Лабинского полка. 









С ходу опрокидывают одну роту. Затем сшибаются, в отчаянной схватке с кавалерией красных. Опрокидывают эскадрон, схватываются с другим. И тут большевики приходят в себя. Не желая попадать под казачьи клинки, несколько рот красной пехоты скрываются в небольшой рощице и оттуда, с близкого расстояния, почти в упор ведут ружейный огонь по казакам.  Теперь уже казаки несут серьезные потери. Пытаются уклониться от огня, но отступить им не дает красная кавалерия. В результате серии из нескольких сабельных атак кавалерия с обеих сторон, понеся огромные потери, покинула поле боя. В панике от атаки казаков к своему штабу отступало, а проще сказать бежало несколько рот красной пехоты. Развить наступление казаков попытались бойцы второго Марковского батальона. Но встретив против себя  втрое превосходящего по числу противника остановились.  Ну а красные?  Красные,  пользуясь численным перевесом, бросились на Марковцев в штыковую атаку.  Больше всего досталось четвертой роте полка. Рота выдержала пять штыковых атак, всякий раз отбрасывая неприятеля. Добровольцы дрались в полу окружении, до последнего бойца, не отступив при этом не на шаг. Две другие роты не могли помочь товарищам. Красные из рощи вели по ним такой ураганный огонь, что бойцы этих рот не могли поднять голову, прижимаясь к земле.




    А в это время первый батальон повел наступление на Казаковку. Батальон красных, имея серьезную военную подготовку, сразу было видно бывалых солдат Великой войны, мгновенно перестроился из колонны в подобие цепей, организовав три линии обороны деревни.  Капитан Павлов, командир первого Марковского батальона, приказал батальону новобранцев обходить деревню и позиции красной пехоты с фланга. Сам же повел Марковцев на врага. В жестокой рукопашной схватке роты сцепились на окраине Казаковки. Красные начали отступать. Поручик  Вилейко выхватил из ножен саблю и кинулся в гущу событий. 












Расчищая себе дорогу саблей, непрерывно стреляя из своего револьвера, поручик двигался вперед.  Вдруг, из-за крайних хат деревни, красные выкатили на прямую наводку орудие. «Конец!» мелькнуло в голове поручика, он машинально нагнулся и бросил взгляд назад. Сзади, веря ему как себе, за ним шли бойцы его взвода, прокладывая себе дорогу штыками. В небо взметнулся Полковой штандарт с ликом Николая Чудотворца. «Господи, убереги!» прошептал поручик и…… раздался выстрел орудия. «Жив!» мелькнуло в голове у Вилейко. Снаряд со свистом пролетел над головами атакующих и разорвался левее в цепях наступающих новобранцев. «Впереееед!!» прохрипел поручик и изо всех сил бросился к  орудию красных. Обгоняя бегущих из боя красных пехотинцев, рубя их на ходу саблей, Вилейко первым ворвался на позицию батареи. Надо сказать, что за мгновение до этого расчет орудия  был обстрелян со всех сторон. Поэтому, у трехдюймовки разгоряченного поручика встретило едва ли не треть расчета. Остальные были убиты. Несколько ударов сабли поручика и штыков его солдат мгновенно заставили замолчать орудие.

Ну а в центре, казалось, что первый батальон Марковского полка обречен. К этой напасти добавилось и то, что у белых артиллеристов, на батарее закончились снаряды. Вдруг красные ослабили натиск. К отступающим ротам присоединились вполне боеспособные подразделения.  Вначале показалось, что они поддались общей панике, но нет, они отступали вполне организованно. Просто оказалось, что они получили приказ своего комбрига, срочно сниматься со своих позиций и спасать положение под Казаковкой. Но приказ запоздал!

… Вилейко бросился к дому, у которого на привязи стояло несколько лошадей. Боевой  опыт поручика подсказывал, что это штаб противника. Появившиеся на пороге несколько человек  охраны, ординарцы и вестовые были убиты из винтовок или заколоты штыками атакующих. Ворвавшись внутрь, поручик распахнул дверь в хату. За столом сидел не молодой, лысеющий человек в военном френче без погон. Френч был туго перетянут плечевыми ремнями, а на груди, в красной шелковой розетке красовался орден «Боевого Красного знамени». Увидев влетевшего в хату поручика, человек во френче вскочил на ноги, одновременно потянулся к массивной деревянной кобуре своего маузера. Поручик одним взмахом сабли заставил орденоносца замереть в нерешительности. Темная, почти черная кровь хлынула от сабельного удара на пол. Человек во френче качнулся, согнулся и замертво рухнул!!!  «Зря! Нужно было эту сволочь живым брать».  В сердцах попенял поручику вошедший следом Павлов (батальонный командир). «Между прочим, « из наших», кадровый офицер, подполковник. Это он командовал этой бригадой. Через него много нам бед пришло, много мы наших товарищей потеряли»!   «Ну и ничего не зря»! парировал Вилейко. «Собаке -  собачья смерть»! «Да не скажите, поручик. Таких мерзавцев, судить надо! А затем  вешать на осине как христопродавца. А Вы ему честь смерти в бою подарили. Не заслужил он этого»! С этими словами офицеры вышли на улицу.  За деревней  у леса, еще продолжалась редкая, беспорядочная стрельба. Там принуждали к сдаче в плен, попавших в окружение красноармейцев. Судьба отказавшихся, была предрешена. Но это уже никак не могло повлиять на общую картину событий. Так и закончился этот бой.  Прорыв красных был ликвидирован, брешь во фронте ликвидирована.


Наконец то поиграли! давно собирались. но все как то не получалось и вот на конец то встретились. играли по правилам "Триумф воли" но сильно адаптированным и модернизированным под наш проект. Игра получилась. Возможно потому, что все соскучились или по какой то другой причине? Хочется особенно поздравить с дебютом нашего юного коллегу, Илью. Для первого раза вполне не плохо, ну и Олега Шевцова. Наступив на собственное горло, он играл за красных.


 По этому, видимо их поражение принял с восторгом. хотя надо признать. что сопротивлялся он отчаянно. Ну а за белых играл я. В общем было весело.

Ну а у меня на сегодня всё!

20 комментариев:

  1. Всё просто отлично - и репортаж,и миниатюры,и террейн!Одно портит всё впечатление - это покрытие стола!Дружище, купи съёмное или напечатай,файл я тебе дам.Вози с собой на игру!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Гена. Я вроде уже говорил, что это не мой клуб, я там гость, хотя и делаю (как мне кажется) многое для него.
      Я и так по две армии вожу. Вот и в этот раз, белые (понятно) мои, так и почти все красные, кроме одного батальона, тачанки и нескольких махновцев мои были. Так что уволь. пусть и другие что нибудь сделают. ;))

      Удалить
  2. Отличная игра, поздравляю, камрады! Качество фигурок впечатляет. Сам отчет просто великолепен. Вообще, эта эпоха необычайно разнообразна как техникой, так и формой. Недавно спросил коллег- британцев, почему у них так популярны игры по Русской Гражданской войне. Отвечают: остроконечные шапки (буденовки), чанки (тачанки), бронепоезда, даже танки, броневики, матросы с пулеметными лентами...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, дружище. Все так и не так. Они её как лубок воспринимают, а на самом деле все гораздо скромнее, да же я бы сказал беднее выглядело.

      Удалить
  3. Замечательные фотографии, коллекции фигурок и рассказ. Что касается британцев (я живу с ними 16 лет), они видят гражданскую войну в России в романтической версии и голливудских фильмах 1950-1960-х годов. Большинство из них тогда были детьми, поэтому неудивительно, что они посмотри на это так...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Бартек. Мы старались. Полностью с тобой согласен. Это как мы вестерны воспринимаем. Индейцы-ковбои, а на самом деле геноцид и первобытная жестокость.

      Удалить
  4. Отчет понравился, жаль не получилось посмотреть игру на месте. Меткость артиллеристов впечатляет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Юра. Не жалей. Видимо в следующий раз с тобой за столом игровым встретимся, там и у тебя отличиться повод будет!

      Удалить
  5. Отличная игра, Леша. Собрались, поиграли, вот и юнкер у вас появился. Круто же 8)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Денис. Действительно, поиграли отлично. Ну а юного участника? Так это Олега заслуга (он к стати махновцев, в идеале, собрать хочет) Хотя и я сторонник того, что смену себе воспитывать нужно! :)) Не всё им в сторону "вахи",гномов и космопортов смотреть. Нужно и историчку в перед кому то двигать!

      Удалить
  6. Почему то фотографии совсем не грузит :(( прчием с ПК! Но описание мне пришлось по нраву:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Володя. Ну тут даже не знаю, что и сказать? Никто больше не жаловался. А фоток можно посмотреть в ВК в группе "Белое дело" Там Олег немного выкладывал.

      Удалить
    2. Все в порядке, это браузер тупилд ,как выяснилось, фотки узрел в посте :)

      Удалить
  7. Wonderful looking figures all around! Great looking game...and bloody!

    ОтветитьУдалить
  8. Интересная игра!!! А в правилах по которым вы играете, террейн как нибудь влияет на передвижение отрядов?

    ОтветитьУдалить