суббота, 17 июня 2023 г.

Вермахт-5

 


185-й Дивизион штурмовых орудий.

     Когда речь заходит о бронетанковых войсках вермахта в годы Второй Мировой войны, то большинство людей сразу же представляет себе в лучшем случае стройные ряды из танков «Панцер IV», в худшем - наводнение из «Тигров» и «Пантер». Однако, правда жизни в том, что далеко не последнюю роль в вермахте играли самоходные орудия, в частности, так называемые «штурмовые орудия». Самым массовым из них был знаменитый «Штуг III». «Sturmgeschutz III» или, по-нашему, «Штурмовое орудие III» — это самая массовая немецкая самоходно-артиллерийская система времен Второй мировой войны. Разработанный еще в 1936 году «Штуг III» выпускался вплоть до 1945 года. В общей сложности немцы произвели 9 240 таких САУ всех моделей и модификаций. Для сравнения, средний танк вермахта «Панцер IV» за годы войны был произведен в количестве 8 573 единиц, танков «Пантера» немцы сделали чуть больше шести тысяч единиц, а «Тигров» первой модели было произведено всего 1 347 единиц. Таким образом почти на каждый средний танк вермахта приходилась одна САУ. Создателем «StuG III» была машиностроительная компания Daimler-Benz. Всего за годы войны ее инженерами было разработано 5 серийных модификаций (всего моделей было 9) упомянутого штурмового орудия. Но меня, по понятным причинам интересуют первые модификации. Делали самоходки на базе шасси танков «Панцер III», только вместо танковой башни на него ставилась специальная капсула с орудием. К польской компании машины не поспели, но уже во время вторжения во Францию немецкие самоходки смогли зарекомендовать себя с лучшей стороны. Надежные, достаточно эффективные, легкие, уверено двигающиеся почти по любой местности. Кроме того, «Штуг III» очень тихо работал (по меркам бронетехники) и имел низкий профиль. Последние две вещи заставляли ненавидеть эту машину едва ли не больше любого немецкого танка. Красноармейцы терпеть не могли штурмовые орудия, так как из-за небольших габаритов обнаружить их на местности всегда было той еще задачкой. Масса «StuG III» в зависимости от модели колебалась от 19.6 до 23.9 тонн. Для сравнения «Панцер IV» весил от 18.4 до 28.5 тонн, а советский Т-34 от 26.5 до 30.9 тонн. Легче был только советский «сухарь» - Су-76. Его масса составляла 11.2 тонны, однако у этой «вынужденной» машины практически не было брони, а боевое отделение и вовсе не имело крыши для решения проблемы загазованности при выстреле. А вот по размерам «Штуг» был вполне сопоставим и с «Панцером» и с тридцатьчетверкой: длина корпуса – 5.4 метра, длина с пушкой – 6.77 метра, ширина - 2.95 метра, высота – 2.16 метра. К слову, Т-34 считается очень низким танком – 2.4 метра. Немецкий «Панцер IV» был куда более приметным на местности – 2.68 метра. Таким образом «Штуг III» с его 2.1 на общем фоне едва ли не то, что выравнивается с уровнем травы! Броня у самоходного орудия была, по сути, такой же, как у среднего танка «Панцер III». Советская 45-мм, использовавшаяся до 1942 года, пробивала такую с большим трудом. В начале войны САУ вооружалось коротенькой нарезной пушкой 75-мм StuK 37 L/24. Такая же стояла на «Панцер III» и «IV».  В качестве дополнительного вооружения на «StuG III» использовались пулеметы калибра 7.92 мм. Это мог быть как MG-34, так и MG-42 во второй половине войны. Боекомплект пушки составлял 44 снаряда. Пулемета – 600 патронов. В движение самоходка приводилась двигателем Maybach HL 120 TRM с мощностью 300 лошадиных сил. При емкости топливных баков в 310 литров, САУ могло пройти по шоссе до 155 км. Удельная мощность машины составляла 12.8 л.с/т. Это заметно меньше, чем у Т-34, сопоставимо с «Панцер IV» в начале войны и меньше, чем у «IV-ки» в середине войны. Тем не менее, для обеспечения достаточной проходимости самоходке этого было более, чем достаточно.

Организация и боевое применение.

Первые подразделения штурмовых орудий были сформированы на основе штатной структуры артиллерийских частей, утвержденной 1 ноября 1939 года. Основной организационной единицей стала батарея штурмовых орудий трехвзводного состава. В каждом взводе имелись два StuG III, машина передовых артиллерийских наблюдателей Sd.Kfz.253 и перевозчик боеприпасов Sd.Kfz.152 с прицепом Sd.Anh.32. На практике, однако, для перевозки боеприпасов часто использовались полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.251, а также транспортеры на базе легких танков Pz.l Ausf.A.

В апреле 1941 года началось формирование дивизионов штурмовых орудий, каждый из которых включал в себя 18 боевых машин (три батареи). В ноябре того же года в состав батареи включили седьмое штурмовое орудие — для командира батареи. В состав дивизиона теперь входили 22 САУ — по семь в каждой из трех батарей и одна — у командира дивизиона. В начале 1942 года состав батареи вновь изменился — число штурмовых орудий во взводе довели до трех, а их общее число в батарее возросло до десяти. Дивизионы не равномерно размещались в войсках. Как правило в местах прорывов их было гораздо больше, чем на более спокойных участках фронта. Меня понятно. Больше интересует группа армии «Север». Об этом я не однократно заявлял представляя вам свой «Вермахт». Так вот в группе армии «Север» находился всего один,185-й дивизион штурмовых орудий. Вот эмблема этого подразделения.


Машины этого подразделения я вам и представляю. Ну а пока пару исторических фотографий:
Это июнь 1941 года, машина 185-го. самоходного артиллерийского дивизиона под Ригой. 


А это уже в июле того же года. Штурмовое орудие 185-го. дивизиона под Лугой. Почувствуйте разницу. А это мои:







Это 3D исполнение, так как мой любимый «Рубикон» этих машин не делает, а у «Варлорда» мне машины не понравились. Вроде не плохой вариант у «Пери», но заморачиваться из-за одного заказа в существующих условиях я не стал. Мне было проще уговорить Евгения Смычкина, мастера 3D. Своять эту машину. Технику он делает весьма не плохо. И вот я счастливый обладатель StuG III. Ну а расписал машины Юра Боярин. Меня вполне удовлетворяют его работы с техникой. К тому же он весьма открыт к пожеланиям и советам заказчика. В общем я вполне удовлетворен. Правда, я планировал эти машины в свою армию, как они и задумывались, в качестве артиллерии. Но меня вернули на землю. В правилах они идут как танки. Ну что же в этом качестве я их использовать и буду. Бонусом покажу подбитую машину. Правда судя по отверстию в корпусе машина попала под "Кувалду Сталина" не меньше.



Её можно использовать как маркер потерь или как элемент террейна. В общем пригодится.

Ну и в завершении мотоциклы. Как то в первых постах по «Вермахту» я уже показывал мотоцикл с экипажем из трех человек. Теперь я решил расширить отряд и добавить мотоцикл с экипажем из двух человек, ну и в довершение уничтоженный экипаж. Он уже мелькал в моих репортажах, что лишний раз подтверждает нужность такой модельки.








Это то же работы Жени и Юры. Появилось у меня еще одно пешее отделение от Миши Мирошника. Но я его уже замиксовал с другими отделениями немецкой пехоты и сегодня показывать не буду. Скажу лишь, что и это отделение отличного качества как и все пред идущие работы Михаила.

Ну а у меня на сегодня, пожалуй все. Пост получился не такой уж и короткий, так что спасибо что прочли до конца и прокомментировали.

18 комментариев:

  1. Отличная самоходка. Тройки и четвёрки мне очень нравятся!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Миша. Ну, четверку я уже показывал, а тройки и двойка на подходе.

      Удалить
  2. Дорогой Алексей! Очень понравился текст! Спасибо большое! Штуги мне понравились. У меня три штуга от рубикона поздних модификаций. Надеюсь выставить их как-нибудь на стол 🙄

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Ну да я слукавил, написав, что "Рубикон" не делает ШТУГов. Делает, но по моему модель G? В любом случае - это длинноствольный вариант на более поздний период.

      Удалить
  3. Ответы
    1. Да, Юра постарался, ну и я немного (исключительно советами!) :))

      Удалить
  4. Я у Евгения тоже немного техники заказал и для доработок и как отдельные модели. Добротно.

    ОтветитьУдалить
  5. Да уж, подход к проекту впечатляет! Очень эффектно выглядит и бронетехника, и мотоциклисты. Ну а историческая справка даже более, чем обычно, на высоте. Познавательна и интересна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, дружище. Стараюсь в меру своих скромных сил. Рад что тебе понравилось, хотя знаю, что тебе это и не очень интересно.

      Удалить
  6. Отличное пополнение. Рад за тебя, Алексей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Леонид. Потихоньку разворачиваю группировку.

      Удалить
  7. Штуги это прикольно, да. Конечно выбирать между танком и самоходкой сложновато, в большинстве случаев выбор в пользу танка, но у немцев и самоходки хороши. Ждем увидеть их в деле

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Денис. С появлением замечательного набора от "Арес- миниатюры" на раннюю РККА, а главное тот энтузиазм с которым многие взялись его красить, думаю, что в деле можно их скоро увидеть? Но вот у самоходок нет пулемета (только навесной. Так что выбор в играх в пользу танка очевиден. Все же это артиллерия. Еще раз остается сожалеть по поводу правил.

      Удалить
    2. У ркка и "навесных" пулеметов нет, при том, что все пушки "охотников на танки" имеют аналог установленный на танк, кроме СУ-100. Очевидно, если бы самоходки отнесли к артиллерии никто бы не стал брать обычные пушки 8)

      Удалить
    3. Так я и не собирался. Да же не закупал их, но вот теперь новая проблема найти, купить и поставить в строй.

      Удалить
  8. Козырев Роман21 июня 2023 г. в 04:36

    Штуг очень здорово получился. Но мне больше мотоциклисты зашли... Хорошо получились и сами модели и покрас...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Рома. Рад, что тебе понравилось. Когда выложил пост и посмотрел, понял. что сделал небольшую ошибку. Не сфоткал ШТУГи группой. А между тем их у меня, с учетом подбитого 3 9три). Надо смотреть на бортовые номера. В общем полноценный огневой взвод.

      Удалить