суббота, 24 июня 2023 г.

Второй кубанский поход

 

На Кубань.

(начало Второго кубанского похода)


Пролог.

    Отыграли очередную игру по Нашим правилам на тему Русской Гражданской войны. Играли на 1100 кредитов, т. е. на не очень большой формат. Наверное, такой формат самый удобный. Игра не занимает много времени. Но в то же время можно вполне задействовать несколько бригад, пехоту и кавалерию. Забегая вперед скажу, что игра получилась интересной. За что огромное спасибо моим оппонентам-товарищам Саше Чередниченко и Юре Боярину. 



Они играли за Красных. Ваш покорный слуга (как обычно) за Белых. Я уже писал, что очень часто в своих репортажах я использую замечательную книгу подполковника-марковца Павлова Василия Ефимовича «Марковцы в боях и походах за Россию 1917-1918».


 Ход наших игр легко ложится на текст его повествования, только немного приходится корректировать. В основном, это название и состав воинских частей и чуть-чуть события. Это лишний раз подтверждает историчность наших правил, вполне точно передающих отыгрываемую эпоху. Отыграв сегодня, и не имея особого литературного вдохновения, думаю, это вызвано шалостями господина Пригожина, я опять воспользовался работой Василия Ефимовича. Раскрыв книгу на дате сегодняшней игры, почитав - получился вот такой репортаж:

                                                                     ***

 ... Когда генерал Марков вернулся из отпуска, в частях его дивизии решили: на днях пойдем в дело! Обсуждался вопрос, в каком направлении? Высказывались две мысли: на Сосыку и на Торговую - обе наперерез железным дорогам. Однако, для всех было безразлично куда. Подсчитывались силы Добровольческой армии: 5 пехотных полков, инженерные роты, пластунские батальоны, не менее 6 конных полков. Насчитывалось что-то не более 10000 штыков и сабель (согласно сведениям генерала Деникина, до 9000 штыков и сабель, 21 орудие, 2 бронеавтомобиля). О силах противника не имелось представления, кроме уверенности во много раз превышающей его численности. Но это вовсе не играло никакой роли в настроении добровольцев: была вера в себя и вера в Вождей.

Проходили дни без каких-либо явных признаков скорого похода. Но вот, 7-го (20) июня с переднего фаса фронта пришли в Егорлыцкую два батальона Кубанского стрелкового полка и взвод батареи; как будто, началось сосредоточение частей. А 8-го (21) июня - реальный признак к выступлению: по станице прошел станичный трубач и объявил казакам распоряжение о приготовлении каждым двором по полпуда сухарей и приведении в порядок стоведерных бочек на колесах.

Однако, почему же не возвращается 1-й Офицерский полк? Генерал Марков ничего не говорит, а спрашивать его рискованно.

Наконец, 9 (22) июня в частях дивизии объявлено: приготовиться к походу, к вечеру все должно быть готово. Часам к двадцати прибыл первый батальон офицерского полка.

С наступлением ночи на северо-восточной окраине станицы выстроились:

1. Батальон Первого офицерского полка

2. Кубанский стрелковый полк (2 батальона новобранцев).

3. 1-я батарея (2 орудия).

4. Отдельная конная кубанская бригада (2 полка (5 сотен)). 

"И это вся дивизия?" - задавали недоуменный вопрос, но оказалось, что ей приданы еще и

5. Донской пеший полк с 1 орудием и небольшого состава Донской конный полк. Но эти части подошли лишь на следующий день.

Подъехал генерал Марков. Он здоровался с каждой сотней отдельно, приветствуя с походом и предупреждая экономить воду.

- Кубанцам поменьше есть сала, - шутил он.

- Свое все вышло, а у гостропузых (так кубанцы называли донцев) нет в заведении солить. Пора идти нам на Кубань за новыми запасами, - весело отвечали кубанцы.

Возразил на это казак-донец, бывший при генерале Маркове для связи.

- Никак нет, Ваше Превосходительство! Куркули (так донцы называли кубанцев) брешут, что сало поели, они его поизрасходовали на пятки, когда утекали от большевиков с Кубани.

Все смеялись. Поход начался очень весело. Хорошо и легко было идти свежей ночью.

10 (23) июня. Рассветало. Колонна с небольшими остановками продолжала идти. Солнце быстро подымалось и начинало припекать и, главное, прямо в лицо. Начинала мучить жажда, и у людей быстро стали опоражниваться фляги. Большой привал. Раздача воды из бочек - по ведру на лошадь и на взвод людей. Генерал Марков присутствует при раздаче воды. Люди жуют сухари и запивают водой. Лошади "просят" добавки воды, и генерал Марков отпускает им её.

Снова в пути... Кругом голая степь и нестерпимый зной. Люди, кони уже не идут, а еле плетутся. Ведут колонну конные калмыки-проводники. Кто-то спросил одного из них:

- Сколько верст осталось до зимовника?

- Не знаю. Никогда не ходил, а на лошадях часа через два дойдем, - ответил тот.

И, действительно, вскоре на горизонте показались признаки растительности. Заметили это и кони и пошли быстрее. Последние версты две они даже подымались перейти в рысь. Пройдя около 30 верст, колонна остановилась в большом богатом зимовнике. Был объявлен привал до ночи. В течение семи часов люди и лошади просидели в воде большого пруда к великой досаде дежурного батальона. С наступлением ночи колонна снова двинулась в путь.

11 (24) июня. К рассвету она вошла в большой зимовник (Королькова). Зимовник пуст: ни людей, ни скота. Здесь уже хозяйничали большевики. В огромный колодезь, снабжавший зимовник водой, ими сброшена дохлая лошадь. После небольшого отдыха колонна двинулась дальше.Уже все знали, что дивизия подходит к железной дороге Тихорецкая - Царицын и, следовательно, скоро бой. Колонна здесь простояла до ночи. Генерала Маркова не было видно. Узнали, что он с конной сотней и батареей выехал на разведку в направлении к станции Шаблиевка.

Маленький отряд, не доехав до станции Шаблиевка верст 8-10, остановился. С возвышенного места генерал Марков отлично видел станцию, хутор Попова в 2-х верстах перед ней, с её церковью в пологой балке и маленькой почти пересохшей речушкой. 



Противника не видно. Картина мирная. Но показался поезд, идущий к станции с юга. "Обстрелять его!" - приказал генерал Марков батарее. Батарея мгновенно снялась с передков. Снаряды ложились на большом недолете. От выстрелов картина быстро изменилась: на окраинах хутора и станции появились цепи красных.  На артиллерийскую пальбу подошла и наша колонна. 








Хоперский конный полк (2 сотни) и батальон пехоты, посланный влево, донес о красной пехоте за рощицей, правее хутора. Генерал Марков повел отряд в северном направлении. Колонна красной кавалерии, силою в эскадрон с тачанкой, шла на пересечение пути отряду. До нее было версты полторы. "Рассеять ее!" - отдается приказание батарее. Беглым и удачно направленным огнем красный эскадрон был остановлен, а затем атакован вторым кубанским конным полком. 











Завязалась короткая кавалерийская рубка. Красным удалось опрокинуть первую сотню кубанцев, но к этому моменту они уже потеряли свою тачанку, а вместе с ней и атакующий порыв. Кони остановились, закрутились, затоптались на месте. Этого было вполне достаточно, чтобы вышедшая на помощь кубанцам белая пехота ружейными залпами рассеяла эскадрон большевиков. Вскоре подскакал разъезд от донцев и доложил генералу Маркову о переходе красных на южный берег реки Маныч. Отряд направляется в указанном разъездом направлении, в хутор Попова. В авангарде наступал наш, офицерский батальон.















Роты энергично занимали дворы и хаты станичников. Добрались до храма и тут через широкую площадь зимовника добровольцы увидели густые цепи неприятеля. Большевики, численностью до двух батальонов, заходили в хутор с другой стороны. Обилие укрытий позволило противникам сблизиться на минимальное расстояние и с обеих сторон понеслось грозное УРА-А-аа! Большевики, а среди них было много матросов, бросились в штыки. Но наши офицеры, в штыковом бою каждый стоит взвода большевиков, не дрогнули. Пять или шесть красных атак были успешно отбиты. Несмотря на двукратное превосходство, красным не удалось захватить хутор. Остатки потрепанных красных банд поспешно отступали к своей батарее, расположенной на холме за зимовником. Та же (батарея) молчала, не решаясь открыть огонь. Боялась, видимо, попасть по своим.






Левее хутора полк хоперцев, при поддержке пехотного батальона, атаковал слабый красный фланг, изрубив до батальона неприятеля, овладел господствующими холмами, обойдя хутор, вышел на равнину и бросился на красную батарею, окружая зимовник Попова. Та огрызнулась огнем, остановила первую сотню, но участь большевиков была предрешена.

На противоположном фланге большевики продержались чуть дольше. Огнем своей тяжелой батареи они подавили два наших орудия, но, потеряв свою кавалерию, едва держались. Кубанский кавалерийский полк при поддержке батальона пехоты лихо сбросил красных с холма и на их плечах отступающих большевиков направился к красной гаубичной батарее. Большевики предпочли ретироваться. Оба фланга были нами смяты. Наши части соединились южнее хутора, разгромив штаб красного отряда и пленив оставшихся в хуторе красных бандитов. К ночи все было кончено. С холмов открывалась прекрасная панорама станции Шаблиевка. Генерал Марков доволен: стало известно расположение сил противника и возможные его действия, но главное то, что противник узнал о готовящемся на него наступлении с участием артиллерии, а это, возможно, побудит его усилить оборону станции подводом к ней сил с других участков и, в частности, от станции Торговая.

Вся эта разведка, оказавшаяся столь сложной, протекала быстро, ночью генерал Марков  отдал приказание о расположении частей на ночлег и об охранении. Генерал Марков объехал части. Офицерам своего батальона он сказал: "Ночь отдыхать будем здесь. Сегодня нет желания драться с красной сволочью. А завтра дадим бой, что небу будет жарко. Спите спокойно!".

Генерал Марков закончил с присущим ему весельем словами:

- Кажется все, как положено по полевому уставу. Да?! Заместители: Полковник Третьяков, Туненберг и ты - Миончинский. - Затем, обратившись к артиллеристам, сказал им:

- А вам всем, господа, могу сказать вот что: на пехоту ляжет штурм станции, а вам придется принять на себя весь огонь артиллерии и бронепоездов в открытом поле. Будут потери, но учить мне вас нечему!

Отпустив начальников, генерал Марков завернулся в бурку и уснул тут же у батарейного костра.

Эпилог.

Вот такой репортаж получился. Особо пытливые могут сравнить его с текстом Павлова (Книга Первая, часть 2, «2-й Кубанский поход», «Второй поход на Кубань; Начало похода»). Как и в 18 году, красные были разгромлены. На следующий день, 12 (25) июня 1918 года, шальным снарядом с уходящего бронепоезда будет убит замечательный человек, патриот Родины, талантливый полководец, военный ученый, преподаватель, генерального штаба генерал-лейтенант Марков Сергей Леонидович!


 Но это будет лишь на следующий день. А сегодня победа. Игра получилась очень интересной. Ребята сопротивлялись отчаянно. Не пытаясь отсиживаться в обороне. В общем, все было здорово. Еще раз огромное им спасибо. Сергею Горожанкину, посетившему нас сегодня, тоже огромное спасибо за предоставленную площадку.


 Репортаж получился суховат, но такова стилистика Павлова. Ну а у меня на сегодня, пожалуй, всё. Спасибо, что заглянули, прочли и прокомментировали.

Примечание:

1. Состав моего игрового отряда, первые четыре пункта из списка, приведенного Павловым.

2. Хутор (зимовник) Попова - теперь это поселок конного завода им. Буденного.

14 комментариев:

  1. Спасибо большое! Репортаж получился отличный! Игра напряженная и интересная! Очень жду продолжения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда пожалуйста! ;)) Обязательно будет и игры и продолжение.

      Удалить
  2. Отлично! Ты прав, текст удивительным образом хорошо ложится на ход игры. Занятная игра получилась. А слог у автора очень хорош.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, дружище. Такое положение вещей, на мой взгляд, говорит лишь о том, что правила действительно хороши и в полной мере отражают исторический характер. Ну а что касаемо автора, то это сборник воспоминаний марковцев под общей редакцией Павлова. Книга действительно отменная.

      Удалить
  3. Описание действительно, чуть суше, чем обычно, но от этого не менее увлекательное. Прочитал на одном дыхании. Такое ощущение, что наблюдал партию лично. Фотографии прекрасно дополняют историю! Очень надеюсь, что смогу составить достойную компанию союзникам и оппонетам в самое ближайшее время.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Андрей. Все в твоих руках. дорогу мы тебе показали а уж идти по ней и как быстро идти? Воля твоя.

      Удалить
  4. Козырев Роман26 июня 2023 г. в 07:57

    Отчет, как всегда на высоте! Как я понял, у белых было это:
    1. Батальон Первого офицерского полка
    2. Кубанский стрелковый полк (2 батальона новобранцев).
    3. 1-я батарея (2 орудия).
    4. Отдельная конная кубанская бригада (2 полка (5 сотен)). А xто тогда было у красных?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Красные распологали:
      1. Батальон моряков
      2. Батальон регулярной пехоты
      3.Два батальона новобранцев на флангах
      4. Эскадрон казаков с тачанкой.
      5. Четыре пулемета.
      6. Гаубичная батарея (2 орудия)
      7. Полевая батарея (1 орудие)
      Как то так. Мощный центр и слабые фланги.

      Удалить
  5. Судя по отчету, артиллерия красных действовала не активно. Причина?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Причина проста. Не удачное расположение. Гаубичная батарея в глубоком левом фланге. Правда ей удалось уничтожить мою батарею. Ну а дальше стрелять по воробьям (два раза в единственную видимую роту. И финал, закончились снаряды.
      Полевое орудие развернуто в собственном тылу и не видело никого, а кого видело, то рядом свои стояли и по правилам по ним стрелять было нельзя.

      Удалить
  6. Спасибо! Многое стало понятно. Для себя... надо кавалерию накрасить... пару эскадронов...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, красить то надо всё! Мы уже достигли довольно большого количества войск. И давно уже не вываливаем на стол все, что есть. У нас кредитная система и каждый игрок набирает то, что ему кажется наиболее эффективно. У того же Саши (если мне память не изменяет) есть 4 эскадрона кавалерии и 2 тачанки, но в этот раз он им предпочел 6-ти дюймовые гаубицы.

      Удалить
  7. Супер ! Прочитал на одном дыхании , как сам в гуще событий побывал !

    ОтветитьУдалить